Вряд ли кто-то из родителей сознательно желает зла собственному ребенку. Конечно, нет! Но, к сожалению, большинство родителей воспитывают своих детей так, как в свое время воспитывали их, забыв, или, вернее, стараясь не вспоминать, что сами когда-то были детьми. Так и передаются от поколения к поколению неуверенность, внутренняя несвобода, нелюбовь к самому себе.
Что такое воспитание, в конце концов? Подгонка ребенка под некий идеальный шаблон? Исправление «недостатков»? А ведь все люди рождаются, чтобы быть счастливыми и свободными. Единственно, в чем они нуждаются – в родительской любви. Но тут начинается «воспитание»…
Детство – это серьезно. Это, если хотите, основа жизненного сценария. И тот негативный опыт, который получен в детстве, приходится «тащить» на себе всю оставшуюся жизнь. Родительское давление в детстве, требования «быть хорошим ребенком» приводят в конечном итоге к инфантильности во взрослой жизни, в отказе брать на себя ответственность за собственную жизнь. Чувство вины, неполноценности преследует в той или иной степени многих взрослых людей.
Вспомните, что родители вам говорили в детстве: «Нельзя! Не лезь! Не высовывайся, будь скромным! Не веди себя как маленький!» Прямое указание быть незаметным, никчемным, ничего не значащим, или удобным, не доставляющим хлопот… А постоянные сравнения собственного ребенка с неким «идеальным ребенком»? Они свидетельствуют о том, что родители не принимают свое дитя, нанося болезненный удар по психике маленького человека.
Очень часто ребенку попросту запрещают им быть, то есть требуют от него «взрослости». Воспитание в излишне строгих семьях, где мерилом любви являются конкретные «социально полезные» дела и поступки, приводит к тому, что взрослый человек абсолютно не понимает, что заслуживает любви близких просто сам по себе, по праву своего рождения. Нет, он считает, что любовь должен заслужить, добившись чего-то в жизни. А планка все время растет, и любви заслужить все никак не удается… И самооценка все время падает.
Зачастую родители требуют от своих детей социального успеха, умения устраиваться в жизни. Делают установку на «успешность» в общепринятом понимании этого слова, то есть, прежде всего, на материальное благополучие. Ребенок, стремясь соответствовать ожиданиям, действительно может достичь определенного уровня «успеха». Достигает успеха, но не счастья. И, в конце концов, понимает, что пришел куда-то совсем не туда. Вроде все есть, а удовлетворенности, душевного равновесия, радости – нет. Почему? Потому что на своем, угодном окружающим, пути, он оставил часть самого себя, пожертвовал тем, что ему близко и интересно. Или вообще не понял, что ему нужно в жизни, идя на поводу чужих амбиций.
Именно в результате таких негативных установок становится так сложно что-то поменять в своей жизни. Работу, партнера, условия жизни… Поверить, что заслуживаешь чего-то лучшего. Понять, что, если путь, по которому идешь, не оставляет отклика в твоем сердце – надо оставить этот путь.
С этим надо работать. Учиться быть счастливым. Слушать свое сердце. Основной вопрос, который должен решить каждый человек для полноценной жизни – «Кто я и чего я хочу?», а не «Каким я должен быть, чтобы всем нравиться?» Единственное, что каждый человек «должен» - быть счастливым. Если бы основной целью человека было именно стремление к счастью, то все остальное приложилось бы само собой. Иногда кажется, что современное воспитание «работает» в прямо противоположном направлении. В итоге – больное и глубоко несчастливое общество с искаженными ценностями.
Что такое воспитание, в конце концов? Подгонка ребенка под некий идеальный шаблон? Исправление «недостатков»? А ведь все люди рождаются, чтобы быть счастливыми и свободными. Единственно, в чем они нуждаются – в родительской любви. Но тут начинается «воспитание»…
Детство – это серьезно. Это, если хотите, основа жизненного сценария. И тот негативный опыт, который получен в детстве, приходится «тащить» на себе всю оставшуюся жизнь. Родительское давление в детстве, требования «быть хорошим ребенком» приводят в конечном итоге к инфантильности во взрослой жизни, в отказе брать на себя ответственность за собственную жизнь. Чувство вины, неполноценности преследует в той или иной степени многих взрослых людей.
Вспомните, что родители вам говорили в детстве: «Нельзя! Не лезь! Не высовывайся, будь скромным! Не веди себя как маленький!» Прямое указание быть незаметным, никчемным, ничего не значащим, или удобным, не доставляющим хлопот… А постоянные сравнения собственного ребенка с неким «идеальным ребенком»? Они свидетельствуют о том, что родители не принимают свое дитя, нанося болезненный удар по психике маленького человека.
Очень часто ребенку попросту запрещают им быть, то есть требуют от него «взрослости». Воспитание в излишне строгих семьях, где мерилом любви являются конкретные «социально полезные» дела и поступки, приводит к тому, что взрослый человек абсолютно не понимает, что заслуживает любви близких просто сам по себе, по праву своего рождения. Нет, он считает, что любовь должен заслужить, добившись чего-то в жизни. А планка все время растет, и любви заслужить все никак не удается… И самооценка все время падает.
Зачастую родители требуют от своих детей социального успеха, умения устраиваться в жизни. Делают установку на «успешность» в общепринятом понимании этого слова, то есть, прежде всего, на материальное благополучие. Ребенок, стремясь соответствовать ожиданиям, действительно может достичь определенного уровня «успеха». Достигает успеха, но не счастья. И, в конце концов, понимает, что пришел куда-то совсем не туда. Вроде все есть, а удовлетворенности, душевного равновесия, радости – нет. Почему? Потому что на своем, угодном окружающим, пути, он оставил часть самого себя, пожертвовал тем, что ему близко и интересно. Или вообще не понял, что ему нужно в жизни, идя на поводу чужих амбиций.
Именно в результате таких негативных установок становится так сложно что-то поменять в своей жизни. Работу, партнера, условия жизни… Поверить, что заслуживаешь чего-то лучшего. Понять, что, если путь, по которому идешь, не оставляет отклика в твоем сердце – надо оставить этот путь.
С этим надо работать. Учиться быть счастливым. Слушать свое сердце. Основной вопрос, который должен решить каждый человек для полноценной жизни – «Кто я и чего я хочу?», а не «Каким я должен быть, чтобы всем нравиться?» Единственное, что каждый человек «должен» - быть счастливым. Если бы основной целью человека было именно стремление к счастью, то все остальное приложилось бы само собой. Иногда кажется, что современное воспитание «работает» в прямо противоположном направлении. В итоге – больное и глубоко несчастливое общество с искаженными ценностями.