Публикатор

Мультитематический каталог
           статей


Читая форумы на темы ухода за велопричендалами, постоянно натыкался на сообщения о том, что использовать консистентную смазку литол в алюминиевых втулках нельзя. ”Умники” обосновывали этот тезис тем, что в состав литола входит литий, а он, как известно, очень активный металл и, вступая в реакцию с алюминием, разрушает втулки и другие алюминиевые компоненты. Будучи по образованию химиком, я к таким заявлениям относился весьма скептически. Литий в литоле содержится в составе солей жирных кислот, а как известно из курса химии за 9-й класс: более активные металлы вытесняют менее активные из их солей, но не наоборот. Таким образом менее активный алюминий не может вытеснить более активный литий из его соли. Тем более что данный процесс невозможен без присутствия воды, то есть идёт только в растворе.

Литол и алюминий - около научный эксперимент
Чтоб не быть голословным, я решил поставить небольшой эксперимент. Взял небольшой кусочек алюминиевого профиля, из которого у меня на работе делают радиаторы для РЭА. Немного почистил одну из поверхностей пастой ГОИ, чтоб блестела, рассчитывая на то, что если литол всё таки реагирует с алюминием, то полированная поверхность последнего помутнеет.



Литол и алюминий - около научный экспериментНамазал полированную поверхность литолом, поместил пластинку в полиэтиленовый пакет и положил в термокамеру, в которой у меня на работе тестируют аппаратуру при повышенных температурах и сушат крашенные изделия или лакированные платы.

Температура в термокамере поддерживается на уровне 45-50 град С. Термокамера работает не круглосуточно, по моим прикидкам 25% всего времени.

Эксперимент продолжался 195 дней (с 24 апреля по 4 ноября). Из 195 дней около 48 суток (чуть больше полутора месяцев) пластинка была нагрета до 50 град С.

Литол и алюминий - около научный эксперимент
После эксперимента никаких признаков реакции между алюминием и литолом я не увидел: литол не изменил свой цвет и консистенцию, поверхность алюминиевой пластинки не помутнела.

Исходя из этого я с полной ответственностью заявляю что литол алюминий не разрушает и вообще никак с ним не реагирует. Но сразу оговорюсь, это при отсутствии влаги.

Боюсь что во влажных условиях результаты будут совсем другими. Дело в том что литиевые мыла, содержащиеся в литоле - это не что иное как соли сильного основания (литий) и слабой кислоты (12-оксистеариновая), а такие соли легко гидролизуются (разрушаются) водой: C17H34(OH)COOLi + H2O = C17H34(OH)COOH + LiOH В результате этого процесса образуется щелочь (LiOH), а вот с ними то алюминий весьма охотно реагирует. И хотя химическая энциклопедия позиционирует литол как водостойкую смазку, надо всё таки проверить как будет вести себя литол по отношению к алюминию в присутствие воды.  

Итак, продолжение эксперимента.

Литол и алюминий - около научный экспериментЯ решил проверить, реагирует ли литол с водой или нет. В небольшой пузырёк поместил немного литола и заполнил его до половины объёма дистиллированной водой. Более 4 месяцев этот пузырёк стоял в той самой термокамере, где до этого лежала алюминиевая пластинка, смазанная литолом.




Литол и алюминий - около научный экспериментЯ регулярно проверял показатель рН раствора с помощью индикаторных лакмусовых бумажек - изменений было не видно. И когда эксперимент закончился и я сравнил оттенки индикаторных бумажек смоченных дистиллированной водой и раствором, настоенном на литоле, то стало ясно, что разница есть.

Реакция воды после длительного контакта с литолом явно сместилась в щелочную сторону. Красный цвет индикаторной бумажки говорит о кислой реакции раствора, а синий цвет - о щелочной. Оттенок бумажки от "литольного раствора" стал более зелёный, по сравнению с бумажкой, смоченной обычной дистиллированной водой. А щёлочь, пусть даже и в небольших количествах, сильно вредит алюминию.

Литол и алюминий - около научный эксперимент Дальше я взял небольшую алюминиевую пластинку, намазал одну её сторону литолом, который настаивался с водой, вторую оставил чистой и поместил в тот раствор, где был литол.

Через месяц, другой посмотрю что получилось.





Часть 3
Ну чтож, эксперимент подошёл к концу, да и пора уже, всё таки больше года прошло с его начала.

По прошествии двух месяцев (с 16.03 по 19.05) после соединения трёх основных компонентов - литола, алюминия и воды, я посмотрел что получилось, и честно говоря немного удивился. Не ожидал такой ярко выраженной коррозии.

Литол и алюминий - около научный эксперимент
На фотографии изображены:

вверху - сторона алюминиевой пластинки, которая была покрыта слоем литола;

внизу - сторона не покрытая литолом и имевшая непосредственный контакт с водным раствором.

Видно, что щёлочь, содержащаяся в растворе начала разрушать поверхность алюминия.

Поверхность, покрытая литолом никак не изменилась. Этот факт подтверждает моё предположение о том, что литол и алюминий не совместимы только в присутствии воды, и строго говоря алюминий разрушается не под действием литола, а от продуктов взаимодействия литола с водой. Так что если у вас велосипед стоимостью до 10000 руб и катаетесь вы раза два в месяц до речки и обратно по сухому грунту и стараетесь вернуться домой до начала дождя, то ничего с вашими втулками не случиться даже если вы смажете литолом.

Если же вы предпочитаете реальное бездорожье, частенько попадаете под дождь и колёса у вас дорогие, то наверное лучше не рисковать и выбрать какую-нибудь другую смазку, не содержащую мыла. Хотя, думаю что и в этом случае ничего страшного не произойдёт, так как более дорогие втулки имеют и более надёжную защиту подшипников от воды и грязи. Но как говориться, лучше перебдеть...

Сам использую смазку ШРУС с MoS2 (LM 47) фирмы LiquiMoly, не знаю есть ли там мыла, состав не написан, но за два с лишним года эксплуатации проблем не было и рабочая поверхность подшипников втулок не имеет следов какой-либо коррозии.

В связи с тем, что этой зимой катался, решил проверить её на замерзание. Положил тубу в холодильник и заморозил до -35 град. С. При этой температуре она по консистенции стала близка к солидолу, а при комнатной температуре она мягче и литола и солидола, но не течёт.

Вобщем всем рекомендую, действительно хорошая смазка, наверное поэтому и дорогая. Удачи!

Комментарии:


21.04.2009|

    Al с влагой сам по себе реагирует. Детали уродуются не от смазки, а от её отсутствия.


21.04.2009|

    Если бы алюминий сам по себе реакировал с водой, то у нас бы не было алюминиевых походных котелков, алюминиевых ложек и кружек ;), а так же алюминиевых ЛЭП, которые в течении многих десятилетий поливаются дождями, сушаться солнцем, морозятся морозами, но продолжают поставлять электричество людям.
Из школьного курса химии известно, что алюминий хоть и активный металл, но на его поверхности образуется тонкая, но прочная плёнка оксида которая и защищает металл от дальнейшего окисления. Но это чистый алюминий, а вот как дело обстоит с его сплавами - это вопрос, ведь детали велосипеда сделаны именно из алюминий содержащих сплавов.


03.05.2009|

    Респект за статью. Основательный и разумный подход. Сам будущий химик, никогда бы не подумал что литол может повредить люминю. Вчера смазал вилку литолом, а сегодня прочитал это и удивился :)
Буду с нетерпением ждать результатов следующей фазы эксперимента.


17.04.2010|

    Большое Вам спасибо за такой эксперимент!!! Огромное уважение!!! Я когда менял каретку в своем веле, смазал резьбу литолом, чтоб потом легче откручивалась...и когда прочитал на одном вело портале, что литол "разъедает алюминий", я чуть не обкакался, думал разбирать обратно... Но тут наткнулся на эту статью.. Спасибо Вам еще раз!!! =)


18.04.2010|

    В такие места (чашки каретки, педали и др) я закладываю графитовую смазку, чтобы не было закусывания и прикипания двух резьб. Некоторые рекомендуют ставить на фиксатор резьбы, на синий, он разъединяемый, не намертво скрепляет. Не знаю правильно или нет - не пробовал, хотя на винтах тормозных дисков работает нормально, ещё ни один не закусило и не прикипел, а ведь там сталь и алюминий. Так что разумная идея, но я опасаюсь что на резьбах с большим диаметром (чашки каретки) может так зафиксировать, что потребуется о-очень большой рычаг.


19.04.2010|

    Т.е. вы предлагаете разбирать все обратно?? :((


19.04.2010|

    Я просто описал как я делаю, а переделывать или нет это уж вам решать. В коне концов вам же на этом велике ездить. На мой взгляд ничего страшного в том, что вы заложили литол, нет. Но на будущее советую графитовую.


19.04.2010|

    Спасибо! :) Где-то баночка графитовой была... А за статью еще раз большое спасибо!


25.10.2010|

    Добрый день! Просто потрясающе! Мы разрабатываем специальные смазки для снижения сопротивления и антикоррозийной защиты электрических контактов. Тоже сталкивались литолом. Если не ошибают, даже в ГОСТе на литол указано, что в нем возможно содержание влаги до 20%.
Провели испытания смазок на основе литола получили результат, подтверждающий ваш эксперимент. Тем не менее, в продажу активно поступают контактные смазки на основе литола, например серия смазок ЭПС (С.Петербург), не обеспечивающих соотвествие контактов требованиям ГОСТ 10434 по надежности. Получается, что в погоне за экономией по цене, энергетики монтируют в контакты мины замедленного действия. Спасибо огоромное за статью! Талантливо!
В качестве антифрикционных смазок нужно применять специализированные смазки типа Molycote с диоксидом молибдена, если переходное контактное сопротивление не регламентировано, которое изначально в сравнении с контактами без смазки станет больше раз в 10. Контакт будет греться. www.extracont.com, почта - supercont@mail.ru


25.10.2010|

    Извиняюсь...ошибочка. Для антифирикционных целей применяются смазки с содержанием бисульфида молибдена.


16.12.2010|

    где узнать состав и схему производства литол 24 с уважением Сергей sb860@yandex.ru


16.12.2010|

    Не знаю. Единственные данные, которыми пользовался я это Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Литол) и ГОСТ (http://www.neftegaz.ru/standarts/view/928/).
Схема производства, могу предположить, простое смешивание минерального масла с мылом, возможно в разогретом состоянии, что бы при загущении было легче перемешивать. Присадки, скорее всего добавляют до загущения, что за присадки не имею понятия. Но это всё только лишь мои догадки.


16.01.2011|

    Ликви Моли-дорогая смазка лишь потому,что она позиционируется так маркетологами.На самом деле это обычная литиевая смазка с молибденом.Не думаю,что она хоть чем-то лучше отечественного ШРУС-4.


30.05.2011|

    inertion, вы своими заблуждениями не парьте мозги другим! Графитовая смаска - редкостное дерьмо пригодное только для смазги каких-нибудь вагонеток в шахте по следующей причине:
Графитка - это смесь солидола и графитового порошка. С графитом все понятно - его чешуйки даже при высахании смазки сохраняют какое-то смазывающее действие, которое и позволяет деталям не прикипеть друг к другу. А солидол - это смесь самых дешевых минеральных масел с кальциевым мылом. Кальциевое мыло реагирует с водой еще лучше литиевого и вообще водой солидол смывается очень неплохо. К тому же такая смазка в отличие от литиевой имеет свойство течь при температурах выше 50 градусов по цельсию. В результате имеем узел из которого на солнышке постоянно течет чОрная жижа, которая пачкает все вокруг. Хотя если по воде не ездить, то смазывает она неплохо. Другое дело шрус-4. Это как раз тот же литол, но с дисульфидом молибдена. Ликвимоли по русски. Тоже почти черная (коричневая), но не течет.
И вообще - консистентных смазок без добавления тех или иных мыл не бывает (почти). На почти можно не обращать внимания, т.к. вам в руки такие смазки попадутся ну очень-очень вряд ли. Исключение и пример - медицинский вазелин. То же масло, загущенное церезином и парафином. Мыл нет, очистка превосходная (никаких щелочей и кислот нет гарантировано), смазывающая способность - тоже на "пять" - можете пользоваться в свое удовольствие. Только вот жидкой она становится не при 180 градусах как литол, а при градусах 60-80 (зависит от "сорта"), а встанет колом уже при 0--5 градусах. Собсна и все подобные смазки имеют такие же недостатки - слишком узкий температурный интервал, почему и были вытеснены литолом и т.п..


30.05.2011|

    Слишком много эмоций, уважаемый Гость. Я и не думал никому, как вы выражаетесь, "парить мозг".Я описал эксперимент и его результаты. Более того, я не привожу каких-либо абсолютных и безоговорочных тезисов, а из Вашего коментария я так и непонял, в чём мои "заблуждения". Если у Вас "постоянно течёт чОрная жижа", то не надо пенять на смазку, возможно дело в руках, её наносивших. Я использовал и использую до сих пор графитовую смазку в резьбах и у меня НИКОГДА ничего не текло и не пачкало. По составу этой смазки - не знаю как у других, а у меня графит замешан скорее всего на какой-то жидкой фракции, типа веретёнки, но уж точно не на солидоле. Возможно видов графитовых смазок несколько и просто нужно подобрать подходящий. И даже если она на солидоле, то понадибиться "очень-очень" много времени и ещё больше воды чтобы вымыть её из резьбы. И всё равно останется графит, собственно который и произведёт то самое антифрикционное действие, которое мы ждём от этой смазки. Тогда опять не ясно, почему эта смазка "редкостное дерьмо". Только потому что у Вас она откуда то течёт? Я знаю людей которые варят в "графитке" велосипедные цепи и очень довольны результатом. И не разу не слышал не о течке, не о "чОрной жиже". Теперь скажу немного про ШРУС-4 или как Вы его неосмотрительно называете "Ликвимоли". Я пользовался и нашей ШРУС-4 и LiquiMoly и сравнивать их как сравнивать, извиняюсь, жопу с пальцем. Наша постоянно расслаивается, а сульфид молибдена там чуть ли не кусками. LiquiMoly в отличие совершенно однородная масса, мягкая и эластичная, но в тоже время не течёт. За два года стояния нет и намёка на расслоение. Пробовал её заморозить до -35 град.С. - стала немного плотнее, но всё равно не потеряла эластичночти. Так что название не гарантирует качества, его может гарантировать только производитель. По поводу состава LiquiMoly я так и написал, что не знаю, поэтому Ваши заявления о парки мозгов, мягко говоря безосновательны. Ну а по поводу вазелина - это просто смешно. Такая "замечательная" смазка, без щелочей и кислот, но почему то её никто не использует. Странно. Может от того, что не такая уж она и замечательная? Лично у меня из-за вазелина повредились две втулки и подшипники педалей. Вазелин то ли от нагрузок, то ли от ещё от чего превратился в что-то чёрное и твёрдое. Думаю, что никто не захочет кататься на велосипеде исключительно в интервале температур 19...24 град.С. и при этом отслеживать температуру втулок, чтобы она не поднималась выше 60 град.С. Это бред.


17.06.2011|

    Большое спасибо! Наконец то хоть кто то нормально ответил почему нельзя смазывать литолом алюминиевые детали велосипеда. =)


02.09.2011|

    Молодцы!!! Все по-взрослому. Отечественный производитель может делать любую качественную смазку, но "море" дешовых подделок сводит к нулю все наши усилия.А чтобы смазать детали любимого велосипеда хватит маленького тюбика дорогой смазки.
Владимир. Пермь.


03.04.2012|

    если уж быть до конца честным то такой же експеримент надо провести с ЛиквиМолли :)


06.06.2012|

    А чё, разве литол-ШРУС в России делают?


07.05.2013|

    Литол для других целей, графит, смазку ПВК, парафин на худой конец не, не пробовали? Если это чтобы каретка не закисала в раме и потом можно было открутить, зачем же ее литолом то мазать, он же не для этого!!!


25.10.2013|

    Слухай, а там разве не сплав используют в рамах.
Сплавы обладают иными физико-химическими свойствами.


22.05.2014|

    Автор использовал специально настоянную(!) на литоле воду, в которую поместил алюминиевую пластину на два(!) месяца! Мне кажется, что от периодического воздействия воды (дождь, лужи) большого вреда не будет. Тем более, что например в веловтулке алюминиевый только корпус, ну может быть ещё гайки, а детали подшипников всё равно стальные. Так что к тому времени когда коррозия алюминия станет существенной, подшипники двадцать раз уже развалятся!


22.07.2014|

    Сьедает литол алюминий, сам испытал, сначала я не понимал почему у меня задняя втулка начала хрустеть, потом я разобрал, посмотрел что литол стал коричневого цвета, убрал его и снова смазал литолом, а затем через некоторое время узнал что литол убивает люминий, теперь на втулке внутри окислы, и хруст


16.12.2014|

    ШРУС это литол с MoS2(дисульфид молибдена), ещё более коррозионноактивный чем литол, дисульфид молибдена со временем выделяет серу, которая превращается с влагой в серную кислоту, серноватутю кислоту и т.п. Не совокупляйте мозг, смазки на основе 12-оксистеарата лития не могут навредить узлу. Навредит отсутсвие смазки.