Погода испортилась, полили дожди, и я решил перебрать свою вилку. Надо было исправить неработающую блокировку TST-картриджа, ну и заодно поменять масло. На момент ТО вилка прошла чуть больше 2000 км. Хочу сразу предупредить: всё нижеописанное не является инструкцией по ТО или ремонту, и вообще не факт что я делал всё правильно. Я выкладываю на всеобщее обозрение данный опус для того, чтоб люди с пытливым умом, прямыми руками и храбрым сердцем не повторяли моих ошибок и/или возможно почерпнули для себя что-то новое. А ещё я это сделал ради того, чтоб отобрать у сервисных центров монополию на знание. Может это звучит немного помпезно, но я имею право знать: как устроена моя вилка, как она работает и как за ней ухаживать, не возя её в Москву каждый месяц. Если они такие спецы, то должны определять неисправность только по её описанию, а если не могут, то пусть снимают вывеску «Сервисный центр» и вывешивают «Шарашка по ремонту …». Но обо всём по порядку… Итак, небольшая предыстория. Купил я свою вилку осенью 2006 года в интернет-магазине Байкмастер со скидкой 25 %, что не могло не радовать. Заодно прикупил насос высокого давления. Потом долго ждал весны, благо в 2007 она пришла рано. Как-то в середине апреля поехал покататься и проезжая поперёк не очень глубокой колеи вилка после отработки очередной канавы выпрямилась, но как-то слишком высоко, ноги как будто упёрлись торцами во что-то и начали качаться в штанах. Я сначала подумал, что вилка замёрзла и заблокировалась (резко похолодало и пошёл снег). Но когда после ночи в тёплой квартире ничего не изменилось стало ясно что она сломалась. В Москву везти её было накладно, да и у меня отсутствует какая-либо вера в порядочность работников сервисных центров, особенно когда дело касается гарантийного ремонта, поэтому я принял решение ремонтировать её самому. На форуме RealBiker ничего конкретного по моей проблеме не сказали, лишь то, что ручку TAS надо крутить только тогда, когда в правой ноге стравлено давление. Причём это ясно только при переводе английской инструкции. Отлично! Не понимаю, зачем создан русскоязычный сайт marzocchi.ru (для рекламы?), почему если уж не итальянцы, то хоть наш официальный дилер не предлагает русскоязычной инструкции. Я не прошу чертежей и описание техпроцесса производства, но элементарные данные как правильно пользоваться вилкой, что можно крутить, а до чего лучше не дотрагиваться должны прилагаться к каждой вилке. Может мне опять не повезло и только к моей вилке не приложили эту инструкцию… Ладно, хватит эмоций, немного поматерясь, я очень осторожно, как будто мину разминироваю, начал разбирать вилку, при этом добросовестно замерял объёмы масла в каждой ноге и в картридже TST. Оказалось что дело было в правой ноге, именно картридж ETA вместе с пружиной стягивают и удерживают две части вилки – штаны и ноги с короной. Внизу ETA-картридж ввинчивается в механизм TAS, который увеличивает ход вилки на 20 мм. Когда я вынул ETA картридж, то из правой ноги вывалилась алюминиевая гаечка, кривая и очень хилая на вид. Скорее всего она служила стопором, чтоб когда TAS вывернешь на предел вилка не рассыпалась. Но самое интересное началось когда я начал сравнивать уровни масла в своей вилке с рекомендованными фирмой Marzocchi. Моя вилка:
левая нога – 150 мл
правая нога – 33 мл + 60 мл в TST-картрижде
Сайт Marzocchi (80-90 кг):
левая нога – 55 мл
правая нога – 185 мл.
Задал вопрос по уровням масла на сайте Веломаркет ЦСКА (офдиллера Marzocchi), на что Горемыкин мне ответил: «Заправка картриджа TST - это очень сложная процедура. Мы предлагаем выслать вилку нам». Ничего про несоответствие уровней, никакой информации, просто высылай вилку. На всякий случай спросил на ВелоПитере в форуме. Ребята ответили что предположительно (точно не знали) в документации перепутаны ноги, то есть в левой ноге должно быть 185 мл масла, в правой – 55 мл, а TST-картридж заправляется своим объёмом. Вроде логично, я и сам склонялся к этой версии. Ладно, на том и порешим. Теперь надо определиться с маслом для вилки. Заказывать через Интернет не хотелось, начал перетряхивать автомагазины, но там всё время предлагали моторные масла. А мне ж надо ещё и с вязкостью 7,5W.
Случайно наткнулся на статью по замене масла в вилке Marzocchi Bomber Z-3 flylight 100 на сайте http://crazycyrix.narod.ru. В статье говорится об использовании смеси масел для мотовилок фирмы Liqui Moly с вязкостью 5W и 10W. У нас в Калуге продукция Liqui Moly (в широком ассортименте) продаётся только в автомагазине на Огарёва. Я две недели ждал пока они привезут пятёрку, так и не дождавшись, залил десятку. В TST-картридж налил 60 мл, в правую ногу – 55 мл, в левую – 185 мл. Блокировка TST после моей переборки перестала работать, видно попал воздух, но обратно разбирать не стал. Проблему с TAS и ETA решил просто: вкрутил картридж ETA на 10 мм в TAS, ход вилки при этом стал 150-10=140 мм. Можно конечно было полностью закрутить TAS и оставить 130 мм хода, но прикинул что 10 мм крупной резьбы (примерно М6) должны выдержать нагрузку, а лишние 10 мм хода придутся весьма кстати на ухабах и бездорожье. Это всё присказка была, а сказка только начинается.
Купив масло с вязкостью 5W я намешал нужные мне 7,5W, смешав равные объёмы пятёрки и десятки.
Потом снял вилку с велосипеда. Не забудьте при снятии калипера дискового гидравлического тормоза зафиксировать колодки, а то говорят (сам не пробовал) что если они сойдутся при случайном нажатии на тормозную ручку, то развести их можно только слив жидкость из системы, а значит надо заново прокачивать тормоза. Я использовал пластиковую вставку которая стояла на них, когда я их купил.
Вот она родимая.
Дальше откручиваю ручки настройки TST, включения-выключения ETA и колпачки регулировки отскока и TAS внизу ног.
Стравливаю воздух из правой ноги, нажимая (осторожно, достаточно высокое давление) на металлический шток клапана. Можно конечно подключить насос для накачки вилок, на них есть кнопка сброса давления, но я решил что это слишком.
Чтоб выкрутить гайки, закрывающие внутренние полости вилки, понадобится съёмник кассеты.
Сначала я открутил крышку левой ноги. Стальная пружина в этой ноге находится в слегка сжатом состоянии и при откручивании крышки съёмник надо сверху придерживать. Слил масло и по его цвету понял, что разборка не напрасна.
Я не знаю как откручивать ETA-картридж в исправной вилке, а у себя я просто одной рукой слегка тянул картридж из вилки, а другой крутил ручку TAS в сторону «+». Затем открутил крышку правой ноги и слил масло (оно было не такое чёрное как в левой ноге). Ноги вдавил в штаны (их теперь ничто не держит), картридж вытянул из ноги до упора, верхней регулировочной ручкой заблокировал его (по часовой стрелке до упора), сверху надавливая на картридж (он не должен продавливаться т. к. заблокирован) открутил гаечным ключом нижнюю гайку и вытащил картридж.
Теперь вилка разбирается на составные части.
Дальше разбираю картридж TST, собственно из-за него я и решил перебрать вилку. Откручивать следует над каким-нибудь корытцем, так как у меня почему-то в картридже было небольшое избыточное давление, и при откручивании картридж плевался маслом. Сам картридж следует держать верх ногами, то есть крышкой с воздушным клапаном вниз. Промывать не стал, сразу залил масло 7,5. Сначала налил в сам картридж до верха, шток поршня максимально выдвинул так чтоб поршень упёрся в гайку картриджа, медленно начал погружать поршень в картридж с маслом, осторожно покачивая и слегка вращая его, чтоб выгнать воздух из колец и лабиринтов. При этой процедуре часть масла выливается через край. Дальше завинтил гайку, разблокировал картридж и несколько раз вдвинул и выдвинул шток на полный ход. Сам картридж держал при этом верх ногами, чтоб воздух который попал в картридж поднялся вверх. Дав отстоятся минут 10-15 осторожно открутил крышку картриджа (шток должен быть максимально выдвинут из картриджа), приподнял её, так чтоб образовалась щель и долил туда ещё масла, пока оно через край не полилось, и закрутил крышку обратно, теперь насовсем.
Проверил блокировку – работает, теперь можно собирать вилку.
Когда протирал штаны заметил на внутренней поверхности гарилы содранную краску.
Скорее всего когда по говнам ездил грязной резиной посдирало. Не долго думая замотал чёрной изолентой. Покрасить не получится – краска скорее всего порошковая чтоб заново покрасить надо старую полностью сдирать, и так оставлять не годиться, штаны из магниевого сплава весьма склонного к коррозии. Так что изолента – то что нужно, дёшево и просто.
Сборка происходила в обратном порядке, сначала вставил ноги в штаны …
… затем TST-картридж, сначала заблокировал его, потом вставил в вилку, надавил на него чтоб шток не прокручивался и снизу навинтил гайку. В щель между корпусом картриджа и вилкой залил 55 мл масла, разблокировал картридж, задвинул его в вилку и закрутил крышку.
В левую ногу вставил ETA-картридж, слегка нажимая на него начал вращать регулировочную ручку TAS в сторону «-», при этом картридж еле заметно опускается вниз. Завинтил примерно на 10 мм, залил 185 мл масла и закрутил верхнюю крышку. Накрутил ручки регулировок, накачал правую ногу и готово.
А дальше поставил вилку на велосипед, тоже в обратной последовательности как разбирал. Пришлось немного повозится с настройкой тормоза, но не смертельно, зато теперь вилка работает как надо. На момент помещения статьи на сайт вилка прошла около 1000 км и работает без нареканий, не жалею что перебрал. :-) Удачи.
P.S. Если нет гаража для ремонта и приходится ремонтировать дома, то приготовтесь что ваша комната превратиться в это:
левая нога – 150 мл
правая нога – 33 мл + 60 мл в TST-картрижде
Сайт Marzocchi (80-90 кг):
левая нога – 55 мл
правая нога – 185 мл.
Задал вопрос по уровням масла на сайте Веломаркет ЦСКА (офдиллера Marzocchi), на что Горемыкин мне ответил: «Заправка картриджа TST - это очень сложная процедура. Мы предлагаем выслать вилку нам». Ничего про несоответствие уровней, никакой информации, просто высылай вилку. На всякий случай спросил на ВелоПитере в форуме. Ребята ответили что предположительно (точно не знали) в документации перепутаны ноги, то есть в левой ноге должно быть 185 мл масла, в правой – 55 мл, а TST-картридж заправляется своим объёмом. Вроде логично, я и сам склонялся к этой версии. Ладно, на том и порешим. Теперь надо определиться с маслом для вилки. Заказывать через Интернет не хотелось, начал перетряхивать автомагазины, но там всё время предлагали моторные масла. А мне ж надо ещё и с вязкостью 7,5W.
Случайно наткнулся на статью по замене масла в вилке Marzocchi Bomber Z-3 flylight 100 на сайте http://crazycyrix.narod.ru. В статье говорится об использовании смеси масел для мотовилок фирмы Liqui Moly с вязкостью 5W и 10W. У нас в Калуге продукция Liqui Moly (в широком ассортименте) продаётся только в автомагазине на Огарёва. Я две недели ждал пока они привезут пятёрку, так и не дождавшись, залил десятку. В TST-картридж налил 60 мл, в правую ногу – 55 мл, в левую – 185 мл. Блокировка TST после моей переборки перестала работать, видно попал воздух, но обратно разбирать не стал. Проблему с TAS и ETA решил просто: вкрутил картридж ETA на 10 мм в TAS, ход вилки при этом стал 150-10=140 мм. Можно конечно было полностью закрутить TAS и оставить 130 мм хода, но прикинул что 10 мм крупной резьбы (примерно М6) должны выдержать нагрузку, а лишние 10 мм хода придутся весьма кстати на ухабах и бездорожье. Это всё присказка была, а сказка только начинается.
Купив масло с вязкостью 5W я намешал нужные мне 7,5W, смешав равные объёмы пятёрки и десятки.
Потом снял вилку с велосипеда. Не забудьте при снятии калипера дискового гидравлического тормоза зафиксировать колодки, а то говорят (сам не пробовал) что если они сойдутся при случайном нажатии на тормозную ручку, то развести их можно только слив жидкость из системы, а значит надо заново прокачивать тормоза. Я использовал пластиковую вставку которая стояла на них, когда я их купил.
Вот она родимая.
Дальше откручиваю ручки настройки TST, включения-выключения ETA и колпачки регулировки отскока и TAS внизу ног.
Стравливаю воздух из правой ноги, нажимая (осторожно, достаточно высокое давление) на металлический шток клапана. Можно конечно подключить насос для накачки вилок, на них есть кнопка сброса давления, но я решил что это слишком.
Чтоб выкрутить гайки, закрывающие внутренние полости вилки, понадобится съёмник кассеты.
Сначала я открутил крышку левой ноги. Стальная пружина в этой ноге находится в слегка сжатом состоянии и при откручивании крышки съёмник надо сверху придерживать. Слил масло и по его цвету понял, что разборка не напрасна.
Я не знаю как откручивать ETA-картридж в исправной вилке, а у себя я просто одной рукой слегка тянул картридж из вилки, а другой крутил ручку TAS в сторону «+». Затем открутил крышку правой ноги и слил масло (оно было не такое чёрное как в левой ноге). Ноги вдавил в штаны (их теперь ничто не держит), картридж вытянул из ноги до упора, верхней регулировочной ручкой заблокировал его (по часовой стрелке до упора), сверху надавливая на картридж (он не должен продавливаться т. к. заблокирован) открутил гаечным ключом нижнюю гайку и вытащил картридж.
Теперь вилка разбирается на составные части.
Дальше разбираю картридж TST, собственно из-за него я и решил перебрать вилку. Откручивать следует над каким-нибудь корытцем, так как у меня почему-то в картридже было небольшое избыточное давление, и при откручивании картридж плевался маслом. Сам картридж следует держать верх ногами, то есть крышкой с воздушным клапаном вниз. Промывать не стал, сразу залил масло 7,5. Сначала налил в сам картридж до верха, шток поршня максимально выдвинул так чтоб поршень упёрся в гайку картриджа, медленно начал погружать поршень в картридж с маслом, осторожно покачивая и слегка вращая его, чтоб выгнать воздух из колец и лабиринтов. При этой процедуре часть масла выливается через край. Дальше завинтил гайку, разблокировал картридж и несколько раз вдвинул и выдвинул шток на полный ход. Сам картридж держал при этом верх ногами, чтоб воздух который попал в картридж поднялся вверх. Дав отстоятся минут 10-15 осторожно открутил крышку картриджа (шток должен быть максимально выдвинут из картриджа), приподнял её, так чтоб образовалась щель и долил туда ещё масла, пока оно через край не полилось, и закрутил крышку обратно, теперь насовсем.
Проверил блокировку – работает, теперь можно собирать вилку.
Когда протирал штаны заметил на внутренней поверхности гарилы содранную краску.
Скорее всего когда по говнам ездил грязной резиной посдирало. Не долго думая замотал чёрной изолентой. Покрасить не получится – краска скорее всего порошковая чтоб заново покрасить надо старую полностью сдирать, и так оставлять не годиться, штаны из магниевого сплава весьма склонного к коррозии. Так что изолента – то что нужно, дёшево и просто.
Сборка происходила в обратном порядке, сначала вставил ноги в штаны …
… затем TST-картридж, сначала заблокировал его, потом вставил в вилку, надавил на него чтоб шток не прокручивался и снизу навинтил гайку. В щель между корпусом картриджа и вилкой залил 55 мл масла, разблокировал картридж, задвинул его в вилку и закрутил крышку.
В левую ногу вставил ETA-картридж, слегка нажимая на него начал вращать регулировочную ручку TAS в сторону «-», при этом картридж еле заметно опускается вниз. Завинтил примерно на 10 мм, залил 185 мл масла и закрутил верхнюю крышку. Накрутил ручки регулировок, накачал правую ногу и готово.
А дальше поставил вилку на велосипед, тоже в обратной последовательности как разбирал. Пришлось немного повозится с настройкой тормоза, но не смертельно, зато теперь вилка работает как надо. На момент помещения статьи на сайт вилка прошла около 1000 км и работает без нареканий, не жалею что перебрал. :-) Удачи.
P.S. Если нет гаража для ремонта и приходится ремонтировать дома, то приготовтесь что ваша комната превратиться в это: