Публикатор

Мультитематический каталог
           статей


Решился таки я на покупку динамовтулки. По большей части из-за любопытства, а не из острой необходимости. Сначала долго думал и выбирал. На момент покупки было три варианта:

1  -  Shimano  ALFINE (ну или другую, аналогичную из шимановских); цена - 65,95EUR (2638 руб); плюсы: неплохая грязезащита (если судить по взрыв-схеме), провереный брэнд, много мануалов; минусы: судя по той же взрыв-схеме с правой стороны насыпной подшипник, слева - пром, такая конструкция мне не внушает доверия; крепление тормозного диска Center Lock, а у меня уже стоят Avid под 6 болтов; судя по картинкам в разделе "Connection of the cables" этого мануала создаётся впечатление что один из полюсов динамки электрически соединён с корпусом втулки и, следовательно велосипеда, а это прямой путь к электрохимической коррозии (эти выводы я сделал исключительно по схемам из мануала и не могу точно сказать так ли это на самом деле)

2  -  SRAM i-LIGHT; цена - 77,95EUR (реально меньше из-за того, что немцы возвращают 19%-ный европейский НДС, мне обошлась в 2900 руб); плюсы: крепление тормозного диска на 6 болтов; на некоторых зарубежных форумах читал что она лучше шиманы; позиционируется для спорта; минусы: мало мануалов, взрыв-схемы не найдёшь

3 - Schmidt SON 28; цена - 185EUR (7400 руб); плюсы: прочная (есть модели для тандемов); отличная защита от грязи (по заявлениям производителя); огромный ресурс, вобщем отличный выбор для туризма; минусы: только один - цена.

Я сделал свой выбор в пользу SRAM i-LIGHT. Приобрёл её в немецком интернет-магазине Bike-Components. Доставка недорогая (10EUR), возвращают VAT (НДС в Евросоюзе), оплата по банковской карте (у меня MasterCard Сбербанка РФ) за перевод денег берётся фиксированная плата в 5EUR, так что покупать дешёвые компоненты по одному не выгодно. 

 Динамовтулка SRAM i-light D7Когда пришли втулки (2шт), после вскрытия посылки был сильно разочарован: одна из них была повреждена видимо сильным ударом. То ли её уронили на что-то твёрдое, то ли на неё что-то упало. Повреждения не критичные, на работу не повлияли, но вот к работникам почты теперь у меня камень запазухой. Ведь они знали, я то думаю: чего это они так на меня с подозрением смотрят, дали самому вскрыть запечатанный мешок, а затем пихнули какую-то пустую бумажку и попросили расписаться и число поставить. Я - лох доверчивый конечно нацарапал на ней свою фамилию и ещё недоумевал, что это за новые процедуры при получении, при заказе из Китая такого нет. Ну теперь умнее буду. Это я потом, уже дома увидел на коробке приклеенную бумажку со штампом что содержимое не соответствует описи, не хватает кое чего. Посмотрел, и действительно не хватает - эксцентрика для одной из втулок. Решил на эту тему написать немцам, мол так и так, зла на вас не держу, в следующий раз прошу упаковывать мои весчи более тщательно. И, о чудо, приходит ответ: благодарность за понимание и неконфликтность и какой-то "ваучер" на 20EUR. Я думаю что это скидка на следующую покупку, а спрашивать как-то неловко, подумают что я деньги клянчу. Втулку без экцентрика согласился взять Дмитрий (DMP), а мне досталась с треснутым пластиком, всё равно я собирался её разбирать.


Итак, что же у неё внутри?
Динамовтулка SRAM i-light D7При снятии пыльника со стороны тормозного диска перед нашим взором предстаёт промподшипник типоразмера 6000-2RS (российский аналог 180100). Немного порылся в инете и ... ву а ля, в БайкМастере по 100 рублей за штуку. Значит если что случиться, то всегда можно купить новый и заменить, а не покупать новую втулку. 





Динамовтулка SRAM i-light D7Препарируем дальше. Сняв пластмассовую крышечку с контактного блока видим печатную плату с двумя дорожками и двумя пайками. Значит ни один из полюсов на корпус не замыкается - это хорошо.
Что дальше? Предположительно из корпуса втулки вывинчивается катушка статора, как показано в шимановском мануале.  




Динамовтулка SRAM i-light D7Под чёрной наклейкой я отыскал пазы под ключ. Ключа, естественно, у меня нет и я попробовал использовать вместо ключа пасатижи с узкими концами (перед этим я свинтил все гайки на центральной оси). Но открутить не получилось - затянуто туго. Я решил заспицевать эту втулку в обод, это даст нужный рычаг чтобы свернуть выкручивающуюся часть. Спицевал в магазине Велозапас (что на Сквере Мира), красиво получилось: чёрный обод, чёрные спицы и серебряная втулка.

Только зажав обод коленями мне удалось свернуть эту часть втулки пасатижами, зажатыми в тисках.

Подшипники на центральной оси запресованы слабо и ось со стороны тормозного диска запросто выбивается лёгкими ударами киянки вместе с обмоткой статора. 


Динамовтулка SRAM i-light D7Если быть точным, это не только обмотка статора, но и ротор, который вкучивается в корпус втулки и образует с ним единое, вращающееся вокруг обмотки статора, тело.








Динамовтулка SRAM i-light D7Внутри тела втулки ничего нет, только следы качественной токарной обработки.










Динамовтулка SRAM i-light D7Чтобы отделить статор от ротора и добраться до второго подшипника надо отпаять провода статора от печатной платы, снять её, убрать пластиковый корпус в котором она располагается и небольшим усилием снять ротор вместе с подшипником с оси.






Динамовтулка SRAM i-light D7Катушка статора неподвижно закреплена на центральной оси втулки, а ротор с магнитами вращается вокруг катушки вместе с корпусом втулки. Так и происходит выработка электроэнергии в этой динамке, как впрочем и на всех электростанциях мира (солнечные не в счёт).






Динамовтулка SRAM i-light D7Сердечник статора имеет хитрую конструкцию. С обоих концов катушки сердечник загибается под 90 град. над катушкой, причём форма у него треугольная.








Динамовтулка SRAM i-light D7Сам же сердечник состоит всего из двух относительно толстых пластин, что очень плохо. Как известно, трансформаторы и сердечники электродвигателей набирают из множества изолированых тонких пластин это уменьшает потери в магнитопроводе и повышает КПД устройства. А тут всего две пластины, видимо поэтому и вращать втулку достаточно трудно, даже на холостом ходу, без нагрузки.
С обоих концов катушки располагаются по 18 лепестков...

Динамовтулка SRAM i-light D7...а в барабане ротора закреплены 36 магнитов. Отсюда делаем вывод: соседние магниты скорее всего имеют противоположную намагниченность, то есть первый севером вовнутрь, следующий - югом вовнутрь, следующий снова севером вовнутрь и так далее. Ротор занимает такое положение, чтобы каждый из магнитов находился напротив треугольного лепестка сердечника статора. При этом над лепестками одной стороны сердечника располагаються все южные полюса, а над лепестками другой стороны - северные полюса. Магнитный поток замкнут через сердечник катушки и стальной барабан ротора. Стоит провернуть ротор на один шаг, при этом над теми лепестками, где были южные полюса теперь будут располагаться северные, а над теми, где были северные, будут южные. Магнитный поток через сердечник катушки поменяет направление и в катушке индуцируется ЭДС. Чем быстрее едешь, тем быстрее меняется направление магнитного потока в сердечнике, и тем выше ЭДС.
Я замерил диаметр провода, он равен 0,5 мм то есть сечение ~0,2 кв.мм. Если плотность тока брать из расчёта 2,5 А/кв.мм, то мы как раз имеем заявленые 0,5 А (6 В, 3 Вт). В пике можно взять и 10 А/кв.мм, то есть 2 А, 12 Вт при напряжении 6 В (вопрос выдаст ли она такую мощность или напряжение просядет).
И кстати, подшипник с этой стороны другого типоразмера: 6001-2RS, и его тоже можно купить так что проблем быть не должно.
 

 Динамовтулка SRAM i-light D7Я промыл подшипники от смазки и заложил свою любимую Liqui Moly LM47. Собственно говоря я и полез внутрь только чтобы заменить смазку в подвижных соединениях. Как показывает практика, та смазка что заложена на заводе изготовителе плохо ходит и быстро изнашивается. В большенстве случаев это технический вазелин. 




Динамовтулка SRAM i-light D7После удовлетворения своего любопытства и замены смазки я собрал втулку и решил немного поэкспериментировать. И тут открылся ещё один нюанс конструкции. Я подключил ко втулке два провода чтоб посмотреть осцилограммы вырабатываемого напряжения. Подключил я их, как указано в мануале, с помощью зажима хитрой конструкции. И как только я защёлкнул этот конектор на контакты втулки, снять я их больше никакими способами не мог. Как я не карячился и не крягтел, эта маленькая штукенция никак не хотела сниматься с втулки. Мне пришлось снова разобрать этот модуль: открутить гайку, отпаять плату, снять пластиковый корпус, в котором находиться плата, с втулки. И только после этого мне удалось отделить этот корпус от конектора и то с помощью мощных физических потуг. А дело оказалось в небольшом замке, расположенном на корпусе (на фотографии указан стрелкой). Этот замок так крепко входит в паз в пристёгивающегося конектора, что оторвать этот самый конектор уже не представляется возможным. Я срезал скальпелем этот замок на половину его высоты и попробовал защёлкнуть конектор. Он опять защёлкнулся, но теперь его хотя бы можно снять, правда тоже с приложением определённых физических нагрузок. Я хочу сказать, что даже будучи срезанным наполовину высоты этот замок очень прочно удерживает конектор с проводами. Может на других втулках иначе, но я решил описать этот небольшой косяк с "быстроразъёмным" соединением. А вобще, на будущее я планирую подыскать какой-либо герметичный разъём, подпаять его парямую к выводам катушки, убрать плату и пластиковые детали.
Ну вот я и попробовал динамовтулку в действии. Никакого уменьшения наката и тем более сопротивления педалированию я не заметил даже под нагрузкой. Может если взять два одинаковых велосипеда, один с динамкой, второй - с обычной втулкой и катнутся сначала на одном, затем сразу на другом, то возможно и ощутишь разницу. Может позже, на больших дистанциях тоже почувствуется, но сейчас я полностью доволен накатом колеса с этой втулкой.  

Динамовтулка SRAM i-light D7Так как втулка выдаёт на выходе переменное напряжение, то чтобы его "переварить" и запасти в аккумуляторы сначала его надо выпрямить. У меня было два варианта выпрямителей: мостовая схема и схема с удвоением.
Выпрямитель с удвоением напряжения был особенно интересен так как выходное напряжение генератора 6В, а большинство девайсов для зарядки созданы для работы от бортовой сети автомобиля - 12В. Мостовая схема более надёжна и имеет более высоий КПД, поэтому на ней я хотел проверить нагрузочные характеристики втулки и взять их за отправную точку для сравнения со схемой с удвоением. В обоих выпрямителях я использовал диоды Шоттки для повышения КПД выпрямителя. 





Динамовтулка SRAM i-light D7 Динамовтулка SRAM i-light D7 

Динамовтулка SRAM i-light D7 Взяв в качестве нагрузки два 10-ватных резистора по 27Ом, я по-быстрому собрал стенд для тестирования и поехал на природу. Динамовтулка SRAM i-light D7

Зная точное значение сопротивления резисторов (у меня 27,1Ом и 26,7Ом) и измерив напряжение на них можно расчитать ток в цепи и мощность, рассеиваемую нагрузкой. Комбинации параллельного и последовательного включения резисторов дают ещё две нагрузки сопротивлением 13,45Ом и 53,8Ом соответственно. 




Динамовтулка SRAM i-light D7Мультиметр я засунул в прозрачный чехол для катры от нарульноко кофра, а сам стенд с выпрямителем и нагрузкой положил в кофр. Получилось очень удобно, достаточно немного перевести взгляд от велокомпьютера на мультиметр чтобы считать их параметры.

Все данные представлены в таблицах:

Мостовая схема выпрямителя.

Скорость, км/ч

Сопротивление нагрузки, Ом


13,45

27,1

53,8


Напряжение, В

Мощность, Вт

Напряжение, В

Мощность, Вт

Напряжение, В

Мощность, Вт



10

4,3

1,37

6

1,33

7,6

1,07


15

5,5

2,25

7,6

2,13

10

1,86


20

6,3

2,95

9

2,99

13

3,14


25

6,6

3,24

10

3,69

14,2

3,75


Схема с удвоением напряжения.

Скорость, км/ч

Сопротивление нагрузки, Ом


13,45

27,1

53,8


Напряжение, В

Мощность, Вт

Напряжение, В

Мощность, Вт

Напряжение, В

Мощность, Вт



10

3,56

0,94

6,3

1,46

9,2

1,57


15

3,63

0,98

6,9

1,76

11,4

2,42


20

3,67

1

7,1

1,86

12,5

2,9


25



7,3

1,97

13,5

3,39


Позволю себе немного прокомментировать полученные данные.

Во-первых, заявленая мощность (3Вт) выдаётся генератором на скорости  20 км/ч и выше. И чем больше сопротивление нагрузки, тем выше КПД всей системы (меньше ток в цепи, следовательно меньше потери в проводниках и ниже падение на выпрямительных диодах). Из всего этого вытекает одно обстоятельство: средняя скорость большинства велопоходов порядка 15 км/ч, следовательно втулка будет вырабатывать в среднем не более 2Вт электроэнергии. Если считать что максимально комфортный (для меня) пробег за день 75 км, то есть 5 часов ходового времени получаем 5ч * 2Вт = 10Вт*ч энергии. Не густо, я ожидал большего (хотя чего ждать, можно было сразу посчитать). Это значит что, если сравнивать с NiMH аккумулятором типа АА который в среднем отдаёт при токе разряда 0,2С около 3,2Вт*ч энергии, то динамка равна 3-м аккумуляторам в день. Ну для GPS-приёмника и телефона хватит, фотик подзарядить то же, если часто вспышкой не пользоваться и не пересматривать отснятое по два раза на день, а вот на велосвет уже нет. Вобщем надо подумать как увеличить мощность динамки хотя бы ватт до 5-ти при 15 км/ч. Один из вариантов, что приходит в голову, перемотать катушку динамовтулки, сделать её более высоковольтной и заряжать батарею Li-ion аккумуляторов от неё низкими токами. А от этой батареи питать всё остальное: GPS, велосвет, телефонную зарядку.

Во-вторых, схема с удвоением работает хуже, чем обычный мост. Я начал тестирование с нагрузки 53,8Ом и разница между этими схемами выпрямителей была небольшой, причём с ростом скорости почему-то мост "вырабатывал" большее напряжение, чем схема с удвоением. А с ростом мощности нагрузки (уменьшения сопротивления) эта схема перестала нормально работать. При сопротивлении 13,45Ом на всех скоростях мультиметр показывал значение около 3,5В и я подумал что "пробит" один из выпрямительных диодов, поэтому прекратил дальнейшие опыты с этим выпрямителем. Дома "прозвонил" диоды, они оказались целыми, так что это скорее всего особенности данной схемы. 


Комментарии:


12.05.2010|

    Я бы так не смог. Поставил бы и ждал бы, когда сломается.


29.06.2010|

    Привет! Тоже поменял себе Shimano NX70 на SRAM D7, тк шимана сдохла заклинив колесо :) чтоб не совсем уж ругать, скажу что прожила втулка лет 5. Ребята на форумах говорят, что это нормальная смерть для шимановских хаб-динам - гидроизоляция поганая и если их не разбирать хотя бы раз в год и не чистить то ржавчина забивает просвет и аминь :)
Почему я выбрал Д7 - это топовая модель у SRAM, весит мало и стоит вменяемо. Если интересно есть тест хаб-динам на http://www.vintagebicyclepress.com/VBQgenerator.pdf
Успехов!


29.06.2010|

    Да, я видел этот pdf-ник. Жаль что в тесте не представлена SRAM. Я хотел вставить ссылку на него, но забыл. Спасибо за подсказку.
И тебе удачи!


05.07.2010|

    Разместил на спортгене, добавлю и здесь.

Спасибо, Денис, за интересную информацию.

Собственно, примерно такую ситуацию я и ожидал.
Мощность до 3 Вт, не более.
Понятно, что отбираемая мощность 2-5 Вт при вырабатываемой байкером мощности 150..200 Вт практически не заметна для него
по нагрузке.

Теперь о самом генераторе, точнее о всей собранной тобой системе.
Для повышения кпд хорошо бы воспользоваться синхронным выпрямителем на полевиках, но
это усложняет схему.

Анализ по твоим данным вольт-амперных характеристик на разных скоростях показывает значительную "мягкость", а главное -
не сохраняется угол наклона от скорости к скорости. Это означает, что растет внутренее сопротивление системы.
Поскольку обмотка и диоды обладают практически постоянным вн. сопротивлением, следует
признать, что это вследствии насыщения магнитной цепи и роста частоты.
[URL=http://radikal.ru/F/i070.radikal.ru/1007/b4/057605ce8b70.png.html][IMG]http://i070.radikal.ru/1007/b4/057605ce8b70t.jpg[/IMG][/URL]

Еще лучше это заметно на скоростной характеристике. Казалось бы, мощность должна расти квадратически от напряжения
при постоянной нагрузке, однако мы видим совсем обратную картину - вначале почти линейно, а потом пошло выполаживание.
Это и насыщение магнитной цепи и возрастание индутивных сопротивлений, вследствии повышения частоты напряжения при
увеличении скорости.

Судя по ходу характеристики, ждать чего-то выдающегося на скоростях выше 25 км/час не стоит.
[URL=http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i107/1007/ee/958933759e3c.png.html][IMG]http://s45.radikal.ru/i107/1007/ee/958933759e3ct.jpg[/IMG][/URL]

В реальности, думаю дело будет еще хуже, т.к. использоваться будет в основном для зарядки, а зарядное устройство
имеет свойство "желать" постоянную мощность

Теперь по поводу каких-либо переделок.
Мое мнение - это ничего не даст.

Мощность определяется моментом и скоростью
P = M * w, [Вт]

Электромагнитный момент, а именно он нам нужен
M = Ф * I
Ф - магнитный поток, определяемый совокупностью свойств магнитной цепи, в т.ч. индукцией магнита и в зазоре.
I - ток

Индукцию, без кардинальной переделки конструкции магнитных цепей и смены магнитов - не изменить.
Казалось бы, надо увеличивать ток.
Это можно сделать либо увеличив напряжение, либо уменьшив сопротивление нагрузки.

Но тут вот какое дело. Электрогенератор - это преобразователь механической энергии в электрическую, но
кроме того, в нем присутствуют процессы обмена магнитной и электрической энергиями, а медиатором является
магнит ( система магнитов ).
И вот тут - засада. У конкретного магнита ( по габаритам, свойствам ) есть свойство - энергия,
зависящая от максимальных индукции, коэрцитивной силы и объема магнита.
В каком-то смысле - это условная энергия, поскольку извлечь ее из магнита нельзя, но именно она ограничивает
"прокачку" электромагнитной энергии через себя.
Поэтому увеличивая ток, мы создаем по закону э/м индукции встречный размагничивающий поток и примерно на половине мощности магнита
начинается ограничение мощности преобразования.

Так, что никакой перемоткой, изменением числа витков, диаметра провода каких-либо заметных улучшений
получить не удастся.

Более того, для какой-либо конкретной конструкции генератора существуют т.н. предельные удельные параметры по габаритам, массе,
а значит увеличение мощности возможно только путем увеличения габаритов.
Либо применение другой конструкции генератора с иными удельными параметрами.

Но все равно остается в силе основное энергетическое уравнение электрической машины
Мощность P ~ D^2 * B * A ( диаметр, индукция, линейная токовая нагрузка )


15.05.2011|

    Фактически вы написали мануал по этой втулке. Спасибо. Вообще пожалуйста продолжайте свои эксперементы, т.к. подобной инфы не найти в сети. И еще, если бы у вас стоял PayPal кнопочка (donate) я бы кинул бакс, че уж там.


16.05.2011|

    Спасибо, не стоит. Я просто для людей всё это выкладываю, потому как сам нужной информации не нахожу. И другие люди то же что-то выкладывают в свободный доступ. Тем и живём. Я переехал на личный сайт inerton.ucoz.ru так что все последующие эксперименты публикуются там. Если интересно, заходите, читайте.


18.05.2011|

    Не буду так сложно писать по научному, хотя и могу.) А резюме такое. По выше приведённому расчёту. Втулка заменяет ОДИН литиевый 18650 в день. при его стоимости от 160 до 300р. В зависимости от марки. а вес такого аккумулятора 45-50 грамм!
Выводы напрашиваются вполне однозначные. ))


19.05.2011|

    "Не буду так сложно писать по научному, хотя и могу."
А я не могу "по научному", зато хорошо вижу антинаучные выводы. ОДИН литиевый 18650 сможет питать 3-х ваттную светодиодную фару (или иной прожорливый потребитель) лишь пару часов, а не весь день. Практика - критерий истины.


19.05.2011|

    >>Не буду так сложно писать по научному, хотя и могу.) А резюме такое. По выше приведённому расчёту. Втулка заменяет ОДИН литиевый 18650 в день. при его стоимости от 160 до 300р. В зависимости от марки. а вес такого аккумулятора 45-50 грамм! Выводы напрашиваются вполне однозначные. ))<<

Всё таки стоило привести здесь эти "однозначные выводы". Если уж писать, то писать всё.
По существу: ничего, как вы сказали, научного здесь нет, это школьный курс физики. Просто сейчас в моде безграмотность и всякого рода антинаучные дисциплины, поэтому простейшая формула или график воспринимаются как что-то очень сложное и непостижимое простым обывательским умом.
Вы правы, за 5 ходовых часов со средней скоростью 15 км/ч втулка выдаст около 10 Вт*ч энергии. Один 18650-й литиевый аккумулятор выдаёт около 8 Вт*ч. Допустим поход на 10 дней. За эти 10 дней втулка выдаст около 100 Вт*ч. Такую же энергию выдадут 100/8=12,5 пусть будет 12 аккумуляторов общей массой 12*45=540 г. Вроде получается что так, что эдак. А если продолжительность похода больше, то "однозначные выводы" в пользу аккумуляторов становяться вовсе не однозначными, а точнее однозначными в пользу соперника - динамовтулки. И чем более продолжительный поход, тем динамка более предпочтительней. Конечно вы скажете: "А аккумуляторы можно зарядить и не париться. Их вообще можно взять 2-4 штуки общей массой 4*45=180 г и подзаряжать по очереди!" И будете в чём то правы, но во-первых, чтобы их подзаряжать надо от куда-то брать энергию. То есть этот вариант прокатывает только при путешествиях по населённым людьми местам. В глухомань с ограниченным количеством аккумуляторов не полезешь. Во-вторых, допустим добрые люди вам дали подключиться к розетке и вы заряжаете разряженные аккумуляторы. На зарядку уходит 2,5 - 3 часа (это по кривым заряда от 1С до 2С) и это время вы сидите рядом с розеткой и ждёте. А с динамкой как раз всё наоборот. И в-третьих, зарядка для лития с зарядным током 2-3 А весит никак не меньше 0,5 кг (бегло просмотрел HobbyKing.com). Даже UltraFire с DealExtreme весит 215 г, а заряжает она о-очень долго.
Подведём итог: за 10 дней с динамовтулкой массой около 0,5 кг (сейчас не помню сколько точно) проедем 10*75=750 км + получим при этом 100 Вт*ч энергии для фотика, ГПСа и фонарика.
За 10 дней с набором из 12 аккумуляторов массой 540 г проедем те же 10*75=750 км с той же энергией 100 Вт*ч для питания электроники.
За 10 дней с двумя аккумуляторами и зарядкой UltraFire общей массой 305 г мы пять раз заряжаем аккумуляторы по полдня, то есть теряем на зарядку 2,5 дня, значит проезжаем 7,5*75=562,5 км + имеем 80 Вт*ч энергии.

Мои однозначные выводы таковы: для покатушек и ПВД 1-4 - лучше брать аккумуляторы. А для длительных походов - динамовтулка предпочтительней.


19.06.2011|

    Я пользуюсь 18650 внутри зарядного устройства "вампирчик" + раскладная солнечная батарея на 6W. Стоит дороже динамки конечно.


12.07.2011|

    Inerton - МЕГАспасибо за МЕГАотчёт и измерения!!! Такого респекта давно некому было изъявить!
Чуть комментариев:
- у какой используемой велоэлектроники такие большие сопротивления - десятки ом? Мне казалось, как-то обычно поменьше.
- промышленные светодиодные фары себя ведут не как резисторы; они пропускают примерно постоянный ток, а напряжение, соответственно, растёт с ростом скорости.
- подсоединение провода у шимановских втулок такое же. То есть, не на корпус. И они даже совместимы.

Вот тут, если интересно, немного другие измерения - сопротивление вращению и отдача света (с конкретной фарой) на разных скоростях: http://konstantin.shemyak.com/wiki/images/b/ba/Ar.11-12_2007.pdf (предпоследняя страница).

И да, подтверждаю, ваучер из bike-components - это скидка на следующую покупку! Этот код надо не забыть ввести в соответствующее окошко, где-то в конце оформления заказа.