Ребёнок младшего школьного возраста испытывает весьма сильную зависимость от мнения взрослого относительно себя. У него формируются мораль и нравственность, из этого следует, что все внешние ограничения и правила становятся важными и весомыми. И при несоответствии образа действия ребёнка этим ограничениям, он испытывает дискомфорт, понимая, что является нарушителем важных для него правил. Формируется понятие об ответственности, долге. Рождаются и новые фобии — быть непринятым, неправильным, не оправдать ожидания родителей и социума. Зарождается чёткое видение, что значит быть хорошим. Всё это формируется на фоне повышенной внушаемости.
Исходя из сказанного, можно выделить следующие причины, по которым мальчик не может дать физический отпор агрессору:
1. Родители и окружение ребёнка сформировали понятие, что хороший – это тот, кто не бьёт других детей, за такое поведение наказывают и осуждают. И чем сильнее были акцентированы эти установки, тем тяжелее ребёнку поступить вразрез с ними, и тем меньше вероятность, что он это сделает.
2. Ребенок не в силах решать конфликты, договариваться в напряженной эмоциональной атмосфере, потому что его опыт взаимодействия со сверстниками небольшой и исключительно позитивный.
3. В те редкие моменты, когда конфликты возникали, родители вмешивались и решали их раньше, чем ребёнок мог выработать свою линию поведения, ему не давали «потренироваться» в решении конфликтных ситуаций. Этот аспект может быть связан с характерами родителей и принципами воспитания в семье. Существует несколько аспектов подобного воспитания:
— в семье не приняты негативные эмоции, и ребенок не видел, как близкие люди включают защитные механизмы и выходят из конфликта;
— чересчур сильная, инициативная и волевая мама, которая стремится всё сделать и решить за ребёнка, оградить его от всех трудностей и неудобств;
— мнительная, беспокойная мама, остро переживающая любой даже незначительный укол ребёнка, и всеми силами ограждающая его от подобных ситуаций.
4. Если в период формирования самостоятельности (2-3 года) мальчика лишали этой самостоятельности. В результате сложилась стратегия минимизирования неудач, а не достижения целей.
Причина возможна как одна, так и их комплекс. Следует тщательно проанализировать прошлое ребёнка, его воспитание и понять, в чём же главная причина.
Какие же существуют пути решения? Во-первых, не полагайтесь на секции единоборств, как на панацею в неумении постоять за себя. Опасно формировать у ребёнка убеждение, что сила — главный фактор в решении любой проблемы. Карате и самбо способны дать мальчику много полезных качеств, таких как, умение сконцентрироваться, развитие воли, настойчивости, контроль над эмоциями. Разумеется, среди них есть и элемент защиты, но он не основной, и только ради него в секцию записываться не стоит. Во-вторых, следует изменить свою тактику воспитания в том моменте, который касается сложных задач. Стоит начать подбадривать ребенка, одобрять попытки добиться своего и довести дело до конца. Чаще создавать сложные ситуации и позволять ребёнку самому с ними справиться, хотя бы дать возможность попытаться. Если ребенок говорит, что обязательно даст отпор, подыграйте ему, сказав об отсутствии сомнений в таком исходе событий.
Главное — это сформировать у него уверенность в себе, своих силах и праве эти силы применить. Проанализируйте еще раз комплекс ваших ограничений и правил. Не слишком ли они жесткие? Не давите ли вы на ребёнка? Не перегружена ли его совесть вашими установками?
Исходя из сказанного, можно выделить следующие причины, по которым мальчик не может дать физический отпор агрессору:
1. Родители и окружение ребёнка сформировали понятие, что хороший – это тот, кто не бьёт других детей, за такое поведение наказывают и осуждают. И чем сильнее были акцентированы эти установки, тем тяжелее ребёнку поступить вразрез с ними, и тем меньше вероятность, что он это сделает.
2. Ребенок не в силах решать конфликты, договариваться в напряженной эмоциональной атмосфере, потому что его опыт взаимодействия со сверстниками небольшой и исключительно позитивный.
3. В те редкие моменты, когда конфликты возникали, родители вмешивались и решали их раньше, чем ребёнок мог выработать свою линию поведения, ему не давали «потренироваться» в решении конфликтных ситуаций. Этот аспект может быть связан с характерами родителей и принципами воспитания в семье. Существует несколько аспектов подобного воспитания:
— в семье не приняты негативные эмоции, и ребенок не видел, как близкие люди включают защитные механизмы и выходят из конфликта;
— чересчур сильная, инициативная и волевая мама, которая стремится всё сделать и решить за ребёнка, оградить его от всех трудностей и неудобств;
— мнительная, беспокойная мама, остро переживающая любой даже незначительный укол ребёнка, и всеми силами ограждающая его от подобных ситуаций.
4. Если в период формирования самостоятельности (2-3 года) мальчика лишали этой самостоятельности. В результате сложилась стратегия минимизирования неудач, а не достижения целей.
Причина возможна как одна, так и их комплекс. Следует тщательно проанализировать прошлое ребёнка, его воспитание и понять, в чём же главная причина.
Какие же существуют пути решения? Во-первых, не полагайтесь на секции единоборств, как на панацею в неумении постоять за себя. Опасно формировать у ребёнка убеждение, что сила — главный фактор в решении любой проблемы. Карате и самбо способны дать мальчику много полезных качеств, таких как, умение сконцентрироваться, развитие воли, настойчивости, контроль над эмоциями. Разумеется, среди них есть и элемент защиты, но он не основной, и только ради него в секцию записываться не стоит. Во-вторых, следует изменить свою тактику воспитания в том моменте, который касается сложных задач. Стоит начать подбадривать ребенка, одобрять попытки добиться своего и довести дело до конца. Чаще создавать сложные ситуации и позволять ребёнку самому с ними справиться, хотя бы дать возможность попытаться. Если ребенок говорит, что обязательно даст отпор, подыграйте ему, сказав об отсутствии сомнений в таком исходе событий.
Главное — это сформировать у него уверенность в себе, своих силах и праве эти силы применить. Проанализируйте еще раз комплекс ваших ограничений и правил. Не слишком ли они жесткие? Не давите ли вы на ребёнка? Не перегружена ли его совесть вашими установками?