Публикатор

Мультитематический каталог
           статей


Ребёнок младшего школьного возраста испытывает весьма сильную зависимость от мнения взрослого относительно себя. У него формируются мораль и нравственность, из этого следует, что все внешние ограничения и правила становятся важными и весомыми. И при несоответствии образа действия ребёнка этим ограничениям, он испытывает дискомфорт, понимая, что является нарушителем важных для него правил. Формируется понятие об ответственности, долге. Рождаются и новые фобии — быть непринятым, неправильным, не оправдать ожидания родителей и социума. Зарождается чёткое видение, что значит быть хорошим. Всё это формируется на фоне повышенной внушаемости.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие причины, по которым мальчик не может дать физический отпор агрессору:

1. Родители и окружение ребёнка сформировали понятие, что хороший – это тот, кто не бьёт других детей, за такое поведение наказывают и осуждают. И чем сильнее были акцентированы эти установки, тем тяжелее ребёнку поступить вразрез с ними, и тем меньше вероятность, что он это сделает.

2. Ребенок не в силах решать конфликты, договариваться в напряженной эмоциональной атмосфере, потому что его опыт взаимодействия со сверстниками небольшой и исключительно позитивный.

3. В те редкие моменты, когда конфликты возникали, родители вмешивались и решали их раньше, чем ребёнок мог выработать свою линию поведения, ему не давали «потренироваться» в решении конфликтных ситуаций. Этот аспект может быть связан с характерами родителей и принципами воспитания в семье. Существует несколько аспектов подобного воспитания:

— в семье не приняты негативные эмоции, и ребенок не видел, как близкие люди включают защитные механизмы и выходят из конфликта;

— чересчур сильная, инициативная и волевая мама, которая стремится всё сделать и решить за ребёнка, оградить его от всех трудностей и неудобств;

— мнительная, беспокойная мама, остро переживающая любой даже незначительный укол ребёнка, и всеми силами ограждающая его от подобных ситуаций.

4. Если в период формирования самостоятельности (2-3 года) мальчика лишали этой самостоятельности. В результате сложилась стратегия минимизирования неудач, а не достижения целей.

Причина возможна как одна, так и их комплекс. Следует тщательно проанализировать прошлое ребёнка, его воспитание и понять, в чём же главная причина.

Какие же существуют пути решения? Во-первых, не полагайтесь на секции единоборств, как на панацею в неумении постоять за себя. Опасно формировать у ребёнка убеждение, что сила — главный фактор в решении любой проблемы. Карате и самбо способны дать мальчику много полезных качеств, таких как, умение сконцентрироваться, развитие воли, настойчивости, контроль над эмоциями. Разумеется, среди них есть и элемент защиты, но он не основной, и только ради него в секцию записываться не стоит. Во-вторых, следует изменить свою тактику воспитания в том моменте, который касается сложных задач. Стоит начать подбадривать ребенка, одобрять попытки добиться своего и довести дело до конца. Чаще создавать сложные ситуации и позволять ребёнку самому с ними справиться, хотя бы дать возможность попытаться. Если ребенок говорит, что обязательно даст отпор, подыграйте ему, сказав об отсутствии сомнений в таком исходе событий.

Главное — это сформировать у него уверенность в себе, своих силах и праве эти силы применить. Проанализируйте еще раз комплекс ваших ограничений и правил. Не слишком ли они жесткие? Не давите ли вы на ребёнка? Не перегружена ли его совесть вашими установками?



Комментарии: