Публикатор

Мультитематический каталог
           статей


Наравне с памятью, мышлением и восприятием особую роль в жизни и деятельности ребенка играет воображение и фантазия. Это деятельность его фантазии. Психологами различаются два вида воображения – творческое и воссоздающее.

Воссоздающее воображение создает образ на основе словесного описания воссоздаваемого предмета. Наиболее яркое проявление этого вида воображения происходит при чтении описательных текстов, или при непосредственно зрительном восприятии картин и рисунков. Развитие у ребенка воссоздающего воображения необходимо осуществлять как можно раньше.

С первых дней жизни ребенка надо постоянно давать ему всю необходимую информацию, много говорить с ним, читать детские стихи и петь песенки. В течение первого года ребенок неспособен к связной речи, но он постоянно впитывает новые слова, улавливает интонацию голоса, прислушивается к мелодиям песен, которые ему поют. В этот период происходит формирование речевого аппарата, формируется восприятие предметов, развивается внимание, память и начинается накопление первого жизненного опыта. Поэтому на прогулке с ребенком до года необходимо описывать ему все, что он видит. Даже если ребенок лежит в коляске на спине, он все равно видит солнце, небо, облака, кроны деревьев, пролетающих мимо птиц. Когда мама дома держит ребенка на руках обязательно надо показывать ему игрушки и описывать их, рассказывая про них придуманные сказки. Рассматривание книг с изображениями птиц, животных и насекомых необходимо начинать уже в раннем возрасте. И обязательно детские книжки, где красивые крупные картинки. Во время рассматривания необходимо назвать изображенные предметы, действия, по картинкам составлять рассказы о том, что происходит. Необходимо обязательно включать ребенка в процесс домысливания и придумывания. Для этого, например, задавайте такие вопросы: «Как ты думаешь, какое имя у этого мальчика?», «Как ты думаешь, какой у Гномика домик внутри?».

Что бы ни говорил ребенок, ему надо помочь в развитии мысли. Необходимо показать значимость его придумывания. Постоянно проявляйте интерес к тому, что говорит ребенок. Не забывайте о похвале. После того как процесс придумывания начнет нравиться ребенку можно сыграть в игру «Кто лучше придумает», и обязательно заранее подготовьте награду для победителя. В будущем игры на придумывание можно разнообразить: «Лучшее окончание сказки», «Лучшее описание героя», «Кто лучше придумает внутреннее убранство домика».

Также можно использовать практический метод закрепления воображаемых образов – рисование. Просто предложите ребенку зарисовать героя, как он его себе представляет.

Одним из лучших методов развития фантазии у детей являются музыкальные сказки, записанные в аудио формате. При прослушивании сказки ребенок невольно представляет себе персонажей.

К первому году ребенок уже способен продолжительное время слушать сказки и детские стихи. Ежедневно пополняемый жизненный опыт ребенка оказывает влияние на воображаемые образы. После прочтения произведения поинтересуйтесь у ребенка: «Кто из героев тебе больше понравился?», «как бы ты его изобразил?». Уточняющие вопросы позволят закрепить зрительные образы сказочных персонажей или сделают их более устойчивыми. Ведь фантазии детей раннего возраста отличаются неустойчивостью образов воображения. После того как ребенок выложил три кубика для постройки башки, она превращается в паровоз, а через некоторое время даже в пароход и т. д.

Не забывайте помогать ребенку наводящими вопросами, подталкивайте ребенка к процессу воображения, оказывайте ему помочь в выражении своих мыслей.



Комментарии: