Публикатор

Мультитематический каталог
           статей


Ситуации информационных угроз с точки зрения наиболее опасных для жизнедеятельности младшего школьника можно условно разделить на четыре группы: дома, на улице, в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования. Так как степень свободы ребёнка младшего школьного возраста невелика в силу того, что он большую часть времени находится под присмотром взрослых, в каждой из этих групп перечислим основные ситуации и соответствующие им источники, несущие в себе явную или скрытую угрозу психике ребёнка:
  • дома («Звонок в дверь», «Негативное влияние определённой литературы, отдельных ТВ программ, Интернета», «Телефонный звонок» и др.);
  • на улице («Разговор с незнакомым человеком», «Разговор со сверстниками, друзьями, знакомыми о благосостоянии семьи» и др.);
  • в школе («Неадекватное поведение персонала образовательного учреждения и одноклассников по отношению к учащимся, распространение о нём и его семье негативной информации» и др.);
  • в учреждениях дополнительного образования («Подверженность воздействию посторонних людей особенно при проведении экскурсий, соревнований» и др.).
Рассмотрим возможные угрозы информационного воздействия на личность младшего школьника. Средства массовой информации представляют угрозу для личности в случае многократного повторения негативной информации. При отсутствии цензуры детская литература несёт угрозу психическому и нравственному здоровью детей. Различные направления в искусстве угрожают развитию личности. Неправильно организованный образовательный и воспитательный процесс может стать угрозой здоровью, духовно-нравственному состоянию ребёнка. Личное общение угрожает манипулированием сознанием человека и даже может привести к опасным физическим последствиям для здоровья ребёнка.

Чтобы быть независимым от информации, необходимо, прежде всего, обратить внимание на источник информации, достоверность информации и информационную угрозу. В качестве источников информации можно выделить следующие:
  • литература и искусство (отсутствие цензуры, реклама, фильмы);
  • образование и воспитание (учитель, педагог дополнительного образования, обслуживающий персонал);
  • личное общение (взрослые люди, другие дети и др.) и сетевые коммуникации (телевидение, Интернет).
Попробуем классифицировать информационные угрозы с точки зрения наиболее опасных для младшего школьника:
  • угрозы обмана с целью наживы и/или физического воздействия;
  • угрозы нравственного и психологического воздействия;
  • угроза утечки конфиденциальной информации.
Основу обучения защиты от информационных угроз младших школьников составляют базовые умения работы с информацией, для формирования которых нужно:
  1. развить возможности критического мышления ребёнка (уметь анализировать ситуацию, имеющуюся информацию, сопоставлять её с ранее известной, делать выводы, сравнивать, обобщать);
  2. научить выделять источник информации в сложившейся ситуации;
  3.  дать представления о различных видах предлагаемой информации: недостоверной, неэтичной, непристойной, деструктивной;
  4. научить выделять информационную угрозу, понимать возможность её негативного воздействия (вред жизни, здоровью, учёбе, межличностному общению);
  5. научить способности принимать единственно правильные решения в зависимости от сложившейся ситуации (позвонить по нужному номеру телефона, бежать, кричать, сказать взрослым и др.).

Полезные советы по воспитанию детей на сайте http://www.mirmamy.com/ 

Комментарии: