Ситуации информационных угроз с точки зрения наиболее опасных для жизнедеятельности младшего школьника можно условно разделить на четыре группы: дома, на улице, в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования. Так как степень свободы ребёнка младшего школьного возраста невелика в силу того, что он большую часть времени находится под присмотром взрослых, в каждой из этих групп перечислим основные ситуации и соответствующие им источники, несущие в себе явную или скрытую угрозу психике ребёнка:
Чтобы быть независимым от информации, необходимо, прежде всего, обратить внимание на источник информации, достоверность информации и информационную угрозу. В качестве источников информации можно выделить следующие:
Полезные советы по воспитанию детей на сайте http://www.mirmamy.com/
- дома («Звонок в дверь», «Негативное влияние определённой литературы, отдельных ТВ программ, Интернета», «Телефонный звонок» и др.);
- на улице («Разговор с незнакомым человеком», «Разговор со сверстниками, друзьями, знакомыми о благосостоянии семьи» и др.);
- в школе («Неадекватное поведение персонала образовательного учреждения и одноклассников по отношению к учащимся, распространение о нём и его семье негативной информации» и др.);
- в учреждениях дополнительного образования («Подверженность воздействию посторонних людей особенно при проведении экскурсий, соревнований» и др.).
Чтобы быть независимым от информации, необходимо, прежде всего, обратить внимание на источник информации, достоверность информации и информационную угрозу. В качестве источников информации можно выделить следующие:
- литература и искусство (отсутствие цензуры, реклама, фильмы);
- образование и воспитание (учитель, педагог дополнительного образования, обслуживающий персонал);
- личное общение (взрослые люди, другие дети и др.) и сетевые коммуникации (телевидение, Интернет).
- угрозы обмана с целью наживы и/или физического воздействия;
- угрозы нравственного и психологического воздействия;
- угроза утечки конфиденциальной информации.
- развить возможности критического мышления ребёнка (уметь анализировать ситуацию, имеющуюся информацию, сопоставлять её с ранее известной, делать выводы, сравнивать, обобщать);
- научить выделять источник информации в сложившейся ситуации;
- дать представления о различных видах предлагаемой информации: недостоверной, неэтичной, непристойной, деструктивной;
- научить выделять информационную угрозу, понимать возможность её негативного воздействия (вред жизни, здоровью, учёбе, межличностному общению);
- научить способности принимать единственно правильные решения в зависимости от сложившейся ситуации (позвонить по нужному номеру телефона, бежать, кричать, сказать взрослым и др.).
Полезные советы по воспитанию детей на сайте http://www.mirmamy.com/