Публикатор

Мультитематический каталог
           статей


Расширение опыта привлечения ребенка к различным ситуациям взаимодействия с социальным окружением является основным направлением психолого-педагогических воздействий, связанных с указанным характером труда.

Освоение ребенком языка как достояния человеческой культуры является процессом, который развивает диалогизм мышления, потому что направленность языковых высказываний, коммуникативная направленность внешнего языка постоянно учат ребенка учитывать в поведении взаимосвязь с другими субъектами. Процесс организации, задаваемый извне, общение взрослых и сверстников, которые окружают, есть процесс, что не просто развивает мышление и речь, а процесс, который развивает диалогизм мышления и речи.

Именно диалогизм общения позволяет, используя язык в рассуждении, говорить с самим собой и одновременно размышлять, думать, понимать что-то только как с позиции субъектов, которые по-разному говорят. Вместе с тем, среди условий речевого развития подчеркнуть значимость того факта, что ребенок усваивает Язык как готовую форму проявления Культуры, в которой уже заложены требования, особенности и признаки коммуникативной диалогической направленности на собеседника. Так в словаре, фонетике, грамматике любого языка присутствуют коммуникативные признаки, освоение которых позволяет ребенку более полно, основательно и целенаправленно осуществлять процесс взаимодействия и понимания других людей с помощью языка.

Центральным смысловым звеном, определяющим характер отношений между участниками коммуникаций, является способность ребенка принять и держать цель деятельности. Уже первое столкновение с проблемой порождает работу целостной системы саморегуляции. При этом важнейшим компонентом решения задач является процесс личностного преобразования разрозненных элементов проблемной ситуации в систему отношений, в которой абстрактно заданная цель насыщается конкретностью ситуации. Образование личностно значимого содержания деятельности позволяет ребенку создавать определенные творческие замыслы, превращать внешнюю цель деятельности в источник порождения собственных смыслов, новых целей своей деятельности. Смысловое содержание является основным элементом, на основе которого осуществляется регуляция речевого поведения ребенка во взаимодействии с теми, кто окружает.

Согласно представлению о повышении роли “дальних целей” в регуляции деятельности особое значение в развитии способности ребенка принимать, удерживать и порождать собственный смысл имеет момент совместного обсуждения проблемы, в момент порождения замысла. При этом важно подчеркнуть, что важная роль в процессе решения задачи предстоит способности ребенка проигрывать ее в плане воображения, развитие способности осуществлять “путешествие во времени”. С этой целью проводится обсуждение с детьми общего замысла, беседа нацеливает внимание детей на создание и формулировку в языке ближайшего поля целей деятельности (“древо целей”, “древо желаний”). Одновременно у детей расширяется пространственно-временное поле ситуации взаимодействия, формируются навыки рефлексивного анализа и прогнозирования реализованных и планируемых в будущем достижений.

Для наглядного обучения рефлексивного анализа собственной деятельности и развития представлений о себе как субъекте взаимодействия педагог создает с детьми зримое “древо целей”, предоставляя ребенку возможность увидеть со стороны процессуальность реализации замысла и осознание личного участия ребенка в его воплощении. Для этого по мере расширения разнообразных видов деятельности, связанных с замыслом, дети могут клеить или рисовать один из новых листьев “дерева”, совместно обсуждая с педагогами и сверстниками возможности приближения к замыслу.

Заключительная беседа педагога с детьми обращает внимание на главное условие достижения цели - рефлексивное сознание ребенка фиксирует умение детей взаимодействовать друг с другом: помогать, поддерживать, быть рядом. Ребенок анализирует отношения между участниками коммуникации, выделяет эффективные способы установления контактов. Эмоционально-положительный фон беседы, связан с воспоминаниями интересных и успешных дел в жизнедеятельности группы детского сада, переносится на будущую сферу коммуникации, снимает тревожные ожидания в отношении сверстников, заставляет детей совершить “путешествие во времени” в обратном порядке: вспомнить, с чего все начиналось? Кому из взрослых, сверстников и малышей, которые окружают, дети могут выразить особую благодарность, признательность? Кто из героев сказок или жителей природы был бы рад получить интересное письмо...?


Комментарии: