Расширение опыта привлечения ребенка к различным ситуациям взаимодействия с социальным окружением является основным направлением психолого-педагогических воздействий, связанных с указанным характером труда.
Освоение ребенком языка как достояния человеческой культуры является процессом, который развивает диалогизм мышления, потому что направленность языковых высказываний, коммуникативная направленность внешнего языка постоянно учат ребенка учитывать в поведении взаимосвязь с другими субъектами. Процесс организации, задаваемый извне, общение взрослых и сверстников, которые окружают, есть процесс, что не просто развивает мышление и речь, а процесс, который развивает диалогизм мышления и речи.
Именно диалогизм общения позволяет, используя язык в рассуждении, говорить с самим собой и одновременно размышлять, думать, понимать что-то только как с позиции субъектов, которые по-разному говорят. Вместе с тем, среди условий речевого развития подчеркнуть значимость того факта, что ребенок усваивает Язык как готовую форму проявления Культуры, в которой уже заложены требования, особенности и признаки коммуникативной диалогической направленности на собеседника. Так в словаре, фонетике, грамматике любого языка присутствуют коммуникативные признаки, освоение которых позволяет ребенку более полно, основательно и целенаправленно осуществлять процесс взаимодействия и понимания других людей с помощью языка.
Центральным смысловым звеном, определяющим характер отношений между участниками коммуникаций, является способность ребенка принять и держать цель деятельности. Уже первое столкновение с проблемой порождает работу целостной системы саморегуляции. При этом важнейшим компонентом решения задач является процесс личностного преобразования разрозненных элементов проблемной ситуации в систему отношений, в которой абстрактно заданная цель насыщается конкретностью ситуации. Образование личностно значимого содержания деятельности позволяет ребенку создавать определенные творческие замыслы, превращать внешнюю цель деятельности в источник порождения собственных смыслов, новых целей своей деятельности. Смысловое содержание является основным элементом, на основе которого осуществляется регуляция речевого поведения ребенка во взаимодействии с теми, кто окружает.
Согласно представлению о повышении роли “дальних целей” в регуляции деятельности особое значение в развитии способности ребенка принимать, удерживать и порождать собственный смысл имеет момент совместного обсуждения проблемы, в момент порождения замысла. При этом важно подчеркнуть, что важная роль в процессе решения задачи предстоит способности ребенка проигрывать ее в плане воображения, развитие способности осуществлять “путешествие во времени”. С этой целью проводится обсуждение с детьми общего замысла, беседа нацеливает внимание детей на создание и формулировку в языке ближайшего поля целей деятельности (“древо целей”, “древо желаний”). Одновременно у детей расширяется пространственно-временное поле ситуации взаимодействия, формируются навыки рефлексивного анализа и прогнозирования реализованных и планируемых в будущем достижений.
Для наглядного обучения рефлексивного анализа собственной деятельности и развития представлений о себе как субъекте взаимодействия педагог создает с детьми зримое “древо целей”, предоставляя ребенку возможность увидеть со стороны процессуальность реализации замысла и осознание личного участия ребенка в его воплощении. Для этого по мере расширения разнообразных видов деятельности, связанных с замыслом, дети могут клеить или рисовать один из новых листьев “дерева”, совместно обсуждая с педагогами и сверстниками возможности приближения к замыслу.
Заключительная беседа педагога с детьми обращает внимание на главное условие достижения цели - рефлексивное сознание ребенка фиксирует умение детей взаимодействовать друг с другом: помогать, поддерживать, быть рядом. Ребенок анализирует отношения между участниками коммуникации, выделяет эффективные способы установления контактов. Эмоционально-положительный фон беседы, связан с воспоминаниями интересных и успешных дел в жизнедеятельности группы детского сада, переносится на будущую сферу коммуникации, снимает тревожные ожидания в отношении сверстников, заставляет детей совершить “путешествие во времени” в обратном порядке: вспомнить, с чего все начиналось? Кому из взрослых, сверстников и малышей, которые окружают, дети могут выразить особую благодарность, признательность? Кто из героев сказок или жителей природы был бы рад получить интересное письмо...?
Освоение ребенком языка как достояния человеческой культуры является процессом, который развивает диалогизм мышления, потому что направленность языковых высказываний, коммуникативная направленность внешнего языка постоянно учат ребенка учитывать в поведении взаимосвязь с другими субъектами. Процесс организации, задаваемый извне, общение взрослых и сверстников, которые окружают, есть процесс, что не просто развивает мышление и речь, а процесс, который развивает диалогизм мышления и речи.
Именно диалогизм общения позволяет, используя язык в рассуждении, говорить с самим собой и одновременно размышлять, думать, понимать что-то только как с позиции субъектов, которые по-разному говорят. Вместе с тем, среди условий речевого развития подчеркнуть значимость того факта, что ребенок усваивает Язык как готовую форму проявления Культуры, в которой уже заложены требования, особенности и признаки коммуникативной диалогической направленности на собеседника. Так в словаре, фонетике, грамматике любого языка присутствуют коммуникативные признаки, освоение которых позволяет ребенку более полно, основательно и целенаправленно осуществлять процесс взаимодействия и понимания других людей с помощью языка.
Центральным смысловым звеном, определяющим характер отношений между участниками коммуникаций, является способность ребенка принять и держать цель деятельности. Уже первое столкновение с проблемой порождает работу целостной системы саморегуляции. При этом важнейшим компонентом решения задач является процесс личностного преобразования разрозненных элементов проблемной ситуации в систему отношений, в которой абстрактно заданная цель насыщается конкретностью ситуации. Образование личностно значимого содержания деятельности позволяет ребенку создавать определенные творческие замыслы, превращать внешнюю цель деятельности в источник порождения собственных смыслов, новых целей своей деятельности. Смысловое содержание является основным элементом, на основе которого осуществляется регуляция речевого поведения ребенка во взаимодействии с теми, кто окружает.
Согласно представлению о повышении роли “дальних целей” в регуляции деятельности особое значение в развитии способности ребенка принимать, удерживать и порождать собственный смысл имеет момент совместного обсуждения проблемы, в момент порождения замысла. При этом важно подчеркнуть, что важная роль в процессе решения задачи предстоит способности ребенка проигрывать ее в плане воображения, развитие способности осуществлять “путешествие во времени”. С этой целью проводится обсуждение с детьми общего замысла, беседа нацеливает внимание детей на создание и формулировку в языке ближайшего поля целей деятельности (“древо целей”, “древо желаний”). Одновременно у детей расширяется пространственно-временное поле ситуации взаимодействия, формируются навыки рефлексивного анализа и прогнозирования реализованных и планируемых в будущем достижений.
Для наглядного обучения рефлексивного анализа собственной деятельности и развития представлений о себе как субъекте взаимодействия педагог создает с детьми зримое “древо целей”, предоставляя ребенку возможность увидеть со стороны процессуальность реализации замысла и осознание личного участия ребенка в его воплощении. Для этого по мере расширения разнообразных видов деятельности, связанных с замыслом, дети могут клеить или рисовать один из новых листьев “дерева”, совместно обсуждая с педагогами и сверстниками возможности приближения к замыслу.
Заключительная беседа педагога с детьми обращает внимание на главное условие достижения цели - рефлексивное сознание ребенка фиксирует умение детей взаимодействовать друг с другом: помогать, поддерживать, быть рядом. Ребенок анализирует отношения между участниками коммуникации, выделяет эффективные способы установления контактов. Эмоционально-положительный фон беседы, связан с воспоминаниями интересных и успешных дел в жизнедеятельности группы детского сада, переносится на будущую сферу коммуникации, снимает тревожные ожидания в отношении сверстников, заставляет детей совершить “путешествие во времени” в обратном порядке: вспомнить, с чего все начиналось? Кому из взрослых, сверстников и малышей, которые окружают, дети могут выразить особую благодарность, признательность? Кто из героев сказок или жителей природы был бы рад получить интересное письмо...?