Многие тысячи туристов путешествуют зимой, получая при этом немалое удовольствие и несомненную пользу. Оказывается, лыжи могут дать не меньше радости, чем пляж. Но для этого надо, как минимум, преодолеть широко бытующее мнение, что полноценный отдых возможен лишь летом. Еще 45 лет назад ленинградец кандидат педагогических наук В. Добкович, опираясь на многолетний опыт и материалы своей диссертации, писал: «Лыжные путешествия на чистом воздухе способствуют равномерной длительной работе большинства мышц человеческого тела, особенно благоприятно воздействуют на улучшение обмена веществ и работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление связочного аппарата суставов и нервной системы.
Установлено, что у лиц, занимающихся лыжным туризмом, увеличивается емкость легких, возрастают силовые показатели, повышается процент гемоглобина».
Помимо пользы оздоровительной, передвижение на лыжах в самых разнообразных условиях, ориентирования на укрытой снегами местности и умение обеспечить нормальную жизнь в мороз представляют увлекательное занятие.
Не забывайте и о том, что трудовое законодательство разрешает брать отпуск по частям, да и для администрации, чье согласие на это необходимо, в большинстве случаев так удобнее. Кроме того, если приурочить зимний отпуск к каникулам, можно путешествовать вместе со своими детьми-школьниками. Поищите единомышленников или знакомых, получивших зимние отпуска, чтобы скомплектовать группу.
На это уйдет немало времени, так как одновременно вы уточните цели и район похода (ведь единство интересов – залог успешного и приятного путешествия). Если вы собираетесь брать с собой детей, то спутников лучше подбирать с ребятами.Для первых простейших походов физическая подготовленность не имеет первостепенного значения, участники должны быть здоровы (что удостоверяется справкой медицинского учреждения) и уметь хотя бы немного ходить на лыжах.Вначале лучше совершить несколько ознакомительно-тренировочных вылазок.
Тогда появятся необходимые навыки движения на лыжах с рюкзаком, вы успеете подогнать снаряжение и одежду, научитесь устраивать привал и ночлег в полевых условиях, да и группа «сходится». Часто начинающее туристы считают, что строгое выполнение правил необходимо только для походов высокой категории сложности. А в простых, занимающих 7–10 дней путешествиях в населенных районах можно, мол, кое-какими рекомендациями пренебречь, кое-что сделать попроще. Вот почему, бывает, новички «хлебнув горя» в первом путешествии, уже и слышать не хотят о следующем: оказывается было холодно, голодно, неинтересно, чрезмерно трудно и так далее. Но в то же время кто-то с оживлением рассказывает о другом, тоже впервые пройденном маршруте и, несмотря на пережитое сражение с морозом и пургой мечтает о новой лыжной вылазке.
Поэтому на некоторые, хотя и известные особенности лыжных путешествий, на первый взгляд, не слишком обязательные и потому часто не выполняемые, мне кажется, необходимо обратить особое внимание.
От холода наиболее часто страдают ноги (90% всех случаев обморожения), поэтому уделите особое внимание их защите. Просторные разношенные ботинки, которые вместе со стелькой позволяют надеть 2–3 пары толстых шерстяных носков, должны быть зашнурованы плотно, но не туго. Перед пальцами должно оставаться свободное пространство. В любую погоду нужно иметь полный сменный комплект стелек и носков. Обязательно надевайте бахилы, представляющие собой просторные чехлы-сапоги из брезентовой или капроновой (парашютной) ткани.
В распоряжении туриста должно быть не менее четырех пар рукавиц: шерстяные, две пары брезентовых (для бивачных работ можно использовать рабочие) и меховые или пуховые.
Шерстяные варежки надеваются под брезентовые, меховые или пуховые – при очень сильных морозах.Наиболее удобная верхняя одежда – анорака из ветронепроницаемой капроновой (парашютной) ткани, к которой не пристает снег. Капюшон анораки обшейте по краю мехом, рукава закончите вязаными манжетами.
Не стоит жалеть времени и сила на отработку обыкновенного передвижения с грузом на лыжах (груз в рюкзаке и груз в волокуше). Обычный лыжник и турист, транспортирующий груз, совершает комплексы различных движений. Дневной переход складывается из многих тысяч таких движений, поэтому многократно повторенные ошибки немало утомляют, а то и приходят к травме даже в простом походе. Выработка рационального шага, положения тела, поворотов приобретается постепенно и вначале требует постоянного внимания, корректировки, самоконтроля. Надо иметь в виду, что любителям «побегать» на лыжах передвижение под грузом может отбить охоту к зимнему туризму вообще.
Для удовлетворения наиболее «ретивых» в графике путешествия лучше предусмотреть радиальные выходы налегке для посещения интересных экскурсионных объектов, лежащих в стороне от основного маршрута.Не отказывайтесь от интенсивного движения на маршруте из-за сильного холода. Одетые в начале перехода теплые куртки затем снимают и убирают в чехол или рюкзак. Даже при кратковременной остановке их вновь надо надевать, регулируя таким образом теплоотдачу.
Чтобы отогреть руки и ноги, энергично помашите ими, предварительно выпрямив. Если же вы устали, то, повернувшись спиной к ветру и нагнувшись вперед, засуньте руки за пояс или под мышки. На холоде нельзя растирать ноги, сняв обувь, а также растирать ноги, руки или лицо снегом или спиртом. Это грозит обморожением. Лицо, укрывшись от ветра, растирают теплыми руками. Для растирания ног нужно иметь надежное укрытие (палатку) или хороший костер.
Для походов в выходные дни и первых путешествий не стоит выбирать слишком дальние края: несколько часов езды на автобусе или одна ночь в поезде – вот нормальный радиус удаленности района вашего путешествия. Ну, а если привлекательные для лыжников места находятся рядом, маршрут стоит начинать прямо с окраины города. Дневные переходы следует планировать небольшие – до 15 – 20 км.
Умеренно пересеченная местность придает особую прелесть ходьбе на лыжах, а сложный рельеф и большие перепады высот сулят трудности. Лес служит лучшей защитой от ветра, источником топлива и вместе с тем украшает маршрут. Поинтересуйтесь непременно погодой, чтобы знать и возможную температуру, быть готовыми к метели, туманам, оттепели.
При движении часть времени можно посвятить отработке техники преодоления препятствий (крутых спусков и подъемов) и тропления лыжни.Дневные переходы рекомендуется планировать и выполнять так, чтобы группа останавливалась на ночлег не позднее чем за час до наступления темноты. Если остановка намечается в населенном пункте, а путь несложен для ориентирования, то это правило соблюдать не обязательно. Вышлите вперед двух наиболее резвых участников для подготовки ночлега и встречи основной группы. Если же место ночлега заранее не определено, то отряд по прибытии в населенный пункт разместите в любом отапливаемом помещении, чтобы там все ждали дальнейшего расквартирования.
Качество и быстрота устройства лагеря имеют первостепенное значение в зимнем туризме. Совсем не все равно, например, сколько потрачено усилий и времени на организацию бивака.
Если вам впервые предстоит ночевать в лесу, невольно охватывает робость: как же это будет? Но вот найдено подходящее место, сброшены рюкзаки. Через две-три минуты зазвенела пила, послышался стук топора.
Умение быстро разжечь костер из любого, даже сырого топлива, нужно каждому туристу, путешествующему зимой – в особенности, поэтому запасайтесь кусками оргстекла (плексигласа), с помощью которых можно сразу получить устойчивое пламя – запал. Когда костер набирает силу, плексиглас убирают, он еще пригодится.
Обычно неопытные путешественники «прилипают» к едва затеплившемуся костру, не помогают быстро окончить бивачные работы и организовать нормальный отдых у яркого огня, на удобно уложенных бревнах-скамьях. Как бы ни было холодно, пока не оборудован бивак и не заготовлен запас топлива у костра имеют право находиться только дежурные.
В зимнем походе новички довольно часто портят ботинки во время сушки. Применение бахил почти исключает необходимость сушки обуви. Если же понадобиться сушить обувь у костра, то будьте внимательны, держите ботинки в руках на достаточном расстоянии от пламени. Осторожность нужна и при сушке меховых курток и рукавиц даже в помещении у печки. От сильного и неравномерного тепла кожа ссыхается, коробится, вещи портятся так, что ими потом уже нельзя пользоваться.
Не стоит также пытаться греть ноги у костра, поднося их к огню прямо в обуви, если даже ботинки и бахилы не пострадают при этом, то попадая на снег в разогретом состоянии, они намокнут, как губка, и еще больше охладят ноги.
Обнаружив, что кто-то из участников потерялся, группа должна немедленно остановиться и организовать поиски. Попробуйте вернуться назад к месту, где проходила вся группа, и искать продолжение следа короткими поперечными ходами. Не действуйте наугад, лучше оставайтесь на месте и ждите помощи. В мороз и ветер отставшему надо немедленно надеть теплые вещи и оборудовать индивидуальное укрытие в виде снежной ямы, ниши или хижины, не рассчитывая на скорую встречу с товарищами. Не считайте этот труд напрасным, переохлаждение губительно.
Около укрытия должен быть оставлен хороший заметный знак – лыжа, лыжная палка или шест с флагом-тряпкой, наклоненной в сторону укрытия.
Вот почему одну из воскресных тренировок стоит посвятить, например, соревнованием по устройству индивидуального (аварийного) убежища. Увлекательная «детская» игра может в сложной ситуации спасти кому-то жизнь.
Чтобы до минимума сократить время остановки группы на переходе из-за поломки, даже в кратковременный поход берите с собой запасную лыжу с «безразмерным» мягким или полужестким креплением. Это позволит в считанные минуты «переобуть» неудачника и без задержки закончить дневной переход, отложив ремонт сломанной лыжи до ночного бивака или возвращения из воскресного похода. Запасную лыжу транспортируют подвязанной запятником к заднему карману рюкзака одного из туристов.
Опирающаяся на снег носком, лыжа не мешает движению и маневрам даже в густом подлеске.
Первые успешные шаги в туристской науке придают уверенности, но впереди еще немало неизведанного. Того, кому полюбятся зимние путешествия, ждут и карельская тайга и карпатские полонины, горы Кольского полуострова и леса Южного Урала.
Впереди Саяны и Прибайкалье, горная Армения и Западный Кавказ. Станет нормой в любой точке пути за полчаса-час поставить лагерь, сварить горячий ужин. Враждебная для неопытного человека зимняя природа будет дарить радость прекрасных впечатлений, бодрость и уверенность в своих силах, такую нужную в нашей обыденной жизни.
Источник: http://belvirtclub.narod.ru Ю. Гранильщиков, мастер спорта (По материалам журнала «Турист»)