Публикатор

Мультитематический каталог
           статей


Слабовидящий ребенок – особенности его развития и воспитания Нарушения функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.

 

• Нарушение функции цветоразличения проводит к невозможности различения одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.

 

• Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.

 

• Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.

 

• Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.

 

К слабовидящим относятся дети с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0.05 до 0.4 в очках.

 

Как показали исследования, слабовидение отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его (А. Г.Лигвак, Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, В. А. Феоктистова и др.).

 

При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинноследственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.

 

Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.

 

У таких детей возникает меньше трудностей в овладении эталоном цвета (они могут возникнуть при восприятии коротковолновой части спектра — сине-фиолетовых тонов), больше трудностей возникает при овладении эталонами «форма», «пространство».

 

При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, локализовывать (вычленять) заданную величину оценивать расстояние между предметами.

 

Что же делать, если в семье слабовидящий ребенок?

 

Слабовидящий ребенок – особенности его развития и воспитанияПравильное воспитание ребенка в семье должно строиться из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.

 

При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов — выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.

 

Такое целенаправленное взаимодействие с ребенком можно проводить путем непосредственного наблюдения (заранее запланированного или возникшего стихийно) в быту во время режимных моментов.  Не забывайте, что дети очень любят играть. Поиграйте с ним  в такие игры, как:

 

• «Узнай, что загадано» (узнавание предмета по существенным признакам)

 

• «Накорми животное», «Кто летает, прыгает, плавает?», «Наведи порядок» (сгруппировать предметы по признакам величины, формы, цвета, материала, назначения)

 

• «Что появилось?» (найти изменения в ряду предметов)

 

•  «Найди отличия», «Съедобное — несъедобное» и др.

 

Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.

 

Наблюдая в природе или рассматривая изображения птиц, животных, обращайте внимание ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.

 

Например, воробей — маленькая, очень подвижная птичка с маленькой, округлой головкой и толстым туловищем. Спинка у воробья коричневая, шея черная, а головка — серая. Прыгая по земле, воробей сильно сгибает лапки, хвост держит поднятым вверх. Между собой воробьи перекликаются: «Чив-чив-чир, чир-чир». У вороны крупное продолговатое туловище, большие сильные лапы, клюв крепкий, большой, немного загнутый книзу. Перья черные и серые. По земле ходит большими шагами, важно кивая головой, осматриваясь кругом или передвигаясь прыжками.

 

Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, черные, коричневые). Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.

 

Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциями.

 

Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.

 

При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений обращайте его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Путем совместного внимательного наблюдения подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям в словесном оформлении увиденного. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.

 

При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.

 

Помните!

 

• Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.

 

• Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.

 

• Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.

 

• Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.

 

Особенности питания слабовидящих детей

 

Слабовидящий ребенок – особенности его развития и воспитанияВитамин С (аскорбиновая кислота) способствует общей сопротивляемости организма. Наиболее богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, цитрусовые, лук, листовые овощи.

 

Очень важен витамин А. Он содержится в моркови, салате, зеленых частях растений, рыбьем жире, яичном желтке.

 

Витамит В1 находится в арахисе, хлебных злаках, темном рисе и меде.

 

Витамин В2 необходим для кислородного обмена. При его недостатке могут страдать мелкие сосуды глаз. Источники витамина В2: зеленые листья овощей, яблоки, пшеница, темный рис.

 

При недостатке витамина В6 глаза страдают от усталости. Витамин В6 содержится в хлебных злаках, в желтке яйца, в рыбе.

 

Калий — важнейший минерал для поддержания хорошего зрения. Он содержится в яблоках, яблочном уксусе (чайная ложка на стакан воды) и в меде.

 

Л. В.Егорова из журнала "Дошкольная педагогика."

Комментарии: