В процессе выписывания дуг на склонах различного профиля и качества горные лыжи приходят в негодность. Поэтому основная цель данного сообщения рассмотреть способы отдаления этого печального во всех смыслах момента.
Кристаллы снега действуют как хороший абразив (шкурка). В результате скользящая поверхность катанных лыж приобретает знакомый многим белесый цвет. Ясно, что трение это не уменьшает и процесс развивается. Противостоять этому можно, если периодически, в зависимости от интенсивности катания, парафинить лыжи. Для лыжника, который проводит в неделю от 3 до 6 часов на снегу периодичность, примерно, равняется 1 разу в месяц.
Лыжи очищаются тампоном, смоченным в бензине или ацетоне (лучше обоими в указанной последовательности). Затем, после недолгой просушки скользящая поверхность лыжи жирно натирается парафином-грунтовкой (можно и свечкой при отсутствии набора мазей), затем поверхность заглаживается разогретым утюгом (особенно удобны галстучные утюжки). Разогретый парафин заполняет дефекты поверхности, а его избыток убирается циклей, то-есть ровной стальной пластиной (хорош, например, широкий шпатель). Поверхность окончательно доводится полировкой с помощью пробки. Затем на лыжи сверху и снизу одевают по длинному п/э пакету и вы готовы к старту. Пакеты одевают для того чтобы во время переноски, попадающий между лыжами мусор (пыль, песок), не царапал поверхность. Необходимость этого хорошо видна до обработки - обратите внимание на то, что более всего скользячка попорчена на 20-сантиметровых участках у носка и пятки.
Вспомним, что ведение дуги поворота проводится на закантованной лыже, то-есть давление снега на область скользящей поверхности, прилегающую к канту, существенно выше чем в середине. Поэтому и износ ее в этом месте больше. Проверить это легко - достаточно приложить к скользячке линейку, лучше металлическую. Тогда, если на лыже катались (года два), а не загорали, вы увидите, что профиль скользящей поверхности далек от прямой линии и немного похож на букву "М". Снег выел пластик вдоль кантов, а максимальный повреждающий эффект обнаруживается в районе грузовой площадки. Сами канты несколько скруглены и выступают как две рельсы. Такая поверхность неминуемо приведет к возникновению ошибок в технике катания: на рыхлом, рассыпчатом, глубоком (если катаетесь) снегу выступающие канты не дадут лыжнику правильно соскальзывать - дуга поворота будет рваной. Вероятнее всего, поворот будет незавершенный, то-есть в конце его лыжи только приблизятся к, но не пересекут линию ската, что в свою очередь потребует специальных усилий для входа в новый поворот. Лыжник начнет, к примеру, интенсивно сгибаться в поясе или взмахивать, как бы порхая, руками. На жестком снегу и крутом склоне последствия неровной скользящей поверхности как бы менее заметны - лыжа даже сильнее врезается в снег, но более опасны, так как степень закантовки лыжи будет определяться не вами, а изменяющейся по длине геометрией повреждения. Следовательно возможны неожиданные проскальзывания. Последствия понятны.
Поэтому надо закрепить лыжу в тисках и с помощью подходящих напильников стачивать лыжу со стороны скользячки пока поверхность не будет абсолютно гладкой. Проверка с помощью той самой линеечки. Поверхность необходимо так же загладить. Для этой цели подходит канторез. Надо только снять с него направляющую пластину.
Если на поверхности остались дефекты - вчера по камням поездили, то их необходимо заделать с помощью известных методов. Хочу только добавить, что прогревание утюгом требует особой аккуратности (последствия описаны), поэтому безопасней пользоваться 75- 100вт паяльником. И еще, прижимать наплавленный полиэтилен лучше деревянным отшлифованным брусочком, т.к., вследствие низкой теплопроводности, он позволяет прижимать еще мягкий полиэтилен. Не переусердствуйте с давлением - один начинающий ski-master так сжимал зону изгиба на носке лыжи, что она стала представлять собой, как бы, часть многоугольника.
В заключение несколько слов о кантах. Не ленитесь бархатным напильником стачивать небольшие дефекты, которые возникают практически после каждого катания. Ваше скольжение станет существенно легче. После всего, лыжу, конечно, надо пропарафинить.
До горы!
Костя Муранов
Кристаллы снега действуют как хороший абразив (шкурка). В результате скользящая поверхность катанных лыж приобретает знакомый многим белесый цвет. Ясно, что трение это не уменьшает и процесс развивается. Противостоять этому можно, если периодически, в зависимости от интенсивности катания, парафинить лыжи. Для лыжника, который проводит в неделю от 3 до 6 часов на снегу периодичность, примерно, равняется 1 разу в месяц.
Лыжи очищаются тампоном, смоченным в бензине или ацетоне (лучше обоими в указанной последовательности). Затем, после недолгой просушки скользящая поверхность лыжи жирно натирается парафином-грунтовкой (можно и свечкой при отсутствии набора мазей), затем поверхность заглаживается разогретым утюгом (особенно удобны галстучные утюжки). Разогретый парафин заполняет дефекты поверхности, а его избыток убирается циклей, то-есть ровной стальной пластиной (хорош, например, широкий шпатель). Поверхность окончательно доводится полировкой с помощью пробки. Затем на лыжи сверху и снизу одевают по длинному п/э пакету и вы готовы к старту. Пакеты одевают для того чтобы во время переноски, попадающий между лыжами мусор (пыль, песок), не царапал поверхность. Необходимость этого хорошо видна до обработки - обратите внимание на то, что более всего скользячка попорчена на 20-сантиметровых участках у носка и пятки.
Вспомним, что ведение дуги поворота проводится на закантованной лыже, то-есть давление снега на область скользящей поверхности, прилегающую к канту, существенно выше чем в середине. Поэтому и износ ее в этом месте больше. Проверить это легко - достаточно приложить к скользячке линейку, лучше металлическую. Тогда, если на лыже катались (года два), а не загорали, вы увидите, что профиль скользящей поверхности далек от прямой линии и немного похож на букву "М". Снег выел пластик вдоль кантов, а максимальный повреждающий эффект обнаруживается в районе грузовой площадки. Сами канты несколько скруглены и выступают как две рельсы. Такая поверхность неминуемо приведет к возникновению ошибок в технике катания: на рыхлом, рассыпчатом, глубоком (если катаетесь) снегу выступающие канты не дадут лыжнику правильно соскальзывать - дуга поворота будет рваной. Вероятнее всего, поворот будет незавершенный, то-есть в конце его лыжи только приблизятся к, но не пересекут линию ската, что в свою очередь потребует специальных усилий для входа в новый поворот. Лыжник начнет, к примеру, интенсивно сгибаться в поясе или взмахивать, как бы порхая, руками. На жестком снегу и крутом склоне последствия неровной скользящей поверхности как бы менее заметны - лыжа даже сильнее врезается в снег, но более опасны, так как степень закантовки лыжи будет определяться не вами, а изменяющейся по длине геометрией повреждения. Следовательно возможны неожиданные проскальзывания. Последствия понятны.
Поэтому надо закрепить лыжу в тисках и с помощью подходящих напильников стачивать лыжу со стороны скользячки пока поверхность не будет абсолютно гладкой. Проверка с помощью той самой линеечки. Поверхность необходимо так же загладить. Для этой цели подходит канторез. Надо только снять с него направляющую пластину.
Если на поверхности остались дефекты - вчера по камням поездили, то их необходимо заделать с помощью известных методов. Хочу только добавить, что прогревание утюгом требует особой аккуратности (последствия описаны), поэтому безопасней пользоваться 75- 100вт паяльником. И еще, прижимать наплавленный полиэтилен лучше деревянным отшлифованным брусочком, т.к., вследствие низкой теплопроводности, он позволяет прижимать еще мягкий полиэтилен. Не переусердствуйте с давлением - один начинающий ski-master так сжимал зону изгиба на носке лыжи, что она стала представлять собой, как бы, часть многоугольника.
В заключение несколько слов о кантах. Не ленитесь бархатным напильником стачивать небольшие дефекты, которые возникают практически после каждого катания. Ваше скольжение станет существенно легче. После всего, лыжу, конечно, надо пропарафинить.
До горы!
Костя Муранов