Язык как средство общения
Задание 1.
Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).
1. Что такое общенародный язык? Назовите основные разновидности общенародного языка.
2. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? Подберите образцы текстов (8 – 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.
1. Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, имеют в виду русский, английский, немецкий, французский и т.д.
Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т.д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка.
В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.
2. Функциональные стили речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Существует 5 функциональных стилей:
- научный – задача состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях;
- официально-деловой – официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения;
- публицистический – характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
- разговорный – отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
- художественный – используется в художественной литературе.
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля— наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.
Образец научного стиля: «В основе развития познавательных способностей лежат действия наглядного моделирования. Конструирование – это продуктивная деятельность, имеющая моделирующий характер. В процессе конструирования дети не просто «символизируют» и обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Суть детского «символизма» состоит не в построении индивидуальных символов, а в усвоении общественно выработанных знаков. Причем дошкольники осваивают преимущественно знаки особого рода – наглядные модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме и на плоскости). Наглядные модели (Запорожец А. В.) – это специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о некоторых связях и закономерностях явлений действительности. И, как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это планы, карты, макеты, чертежи, схемы, графики, диаграммы. Они применяются для выделения и обозначения различных (часто скрытых) отношений между вещами, дают возможность планировать решение разнообразных (в том числе творческих) задач.»
Публицистический стиль:
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Образец публицистического стиля: «По данным территориального управления Роспотребнадзора, за прошедшую неделю заболеваемость ОРВИ в регионе увеличилась на 13,8%, всего зарегистрировано более 6,5 тыс. случаев. Значительный их рост отмечен среди детей в возрасте от 7 до 14 лет. Эпидемический порог превышен в 14 районах области, а также в Калуге и Обнинске. По состоянию на 5 ноября в 34 случаях лабораторно подтвержден высокопатогенный грипп A/H1N1. Мерам по предупреждению эпидемии свиного гриппа было посвящено внеочередное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. В числе мер борьбы с эпидемией в дошкольных учреждениях вводят обязательный утренний медосмотр в детсадах и по возможности – в школах. Всем сотрудникам предприятий и фирм, деятельность которых связана с контактами с большим количеством людей (торговля, общепит, и т. д.) рекомендовано носить марлевые повязки. Помимо этого, в детских учреждениях будут проводить ежедневный мониторинг заболеваемости. На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям министр здравоохранения Калужской области Юрий Кондратьев рассказал о ситуации с лекарствами от свиного гриппа»
Разговорный стиль.
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Образец разговорного стиля:
–Мужичок, вы почто животное мучаете?
–А я что, кажную соплю спрашивать буду?
–Продай котейко!
–Полуйста. Вам все свесить?
–Всю!!! Подарю маме на аменины.
–Шапка наша – кошка ваша…
–Идет!
(Из мультфильма «Волшебное кольцо»)
Официально-деловой стиль
Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.
Образец официально-делового стиля: «Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. 1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
-получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакциональных осложнениях;
-выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой; -бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
-бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
-бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений; -социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;
-отказ от профилактических прививок.»
Задание 2.
Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите ошибки в словоупотреблении. Запишите отредактированный вариант.
1. Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем? – Почему в феврале надои снижаются с каждым днем?
2. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков. – Детальное изучение вопроса вскрыло многие узкие места, промахи и недостатки в работе горняков.
3. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место взрыв. – Июльской ночью прошлого года на Вокзальной площади произошел взрыв.
4. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умнее, другой работоспособнее. – Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умный, другой работоспособный.
Задание 3.
Устраните тавтологию, используя синонимы. Запишите отредактированный вариант.
1. Всех потрясло зрелище пожара, которого мы все были свидетелями. – Увиденное зрелище пожара потрясло всех.
2. После долгой и продолжительной зимы наступила весна. – После долгой и затяжной зимы наступила весна.
3. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали. – Сложилась странная ситуация: согласно этому договору мы должны добиться невиданных доселе показателей.
4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. – Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете тоже самое.
5. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. – Возвращаясь домой из зарубежной поездки, круиза, тура, каждый стремится привезти на память подарок или значимый сувенир.