Первопроходцам труднее.
Им предстоит решить сначала, возможен ли сплав или подъем по той или иной реке в определенный период. Для этого нужно иметь данные о характере реки (средний и наибольший уклоны и средний расход воды в предполагаемое время путешествия). Река, имеющая больший расход при равных с другой рекой уклонах, более опасна, хотя иногда бывает и проще в техническом отношении.
В группе новичков всегда нужно иметь одного-двух опытных товарищей, которым предстоит стать «капитанами» судов. Опыт и знания, хладнокровие и решительность «капитанам» столь же необходимы, как и руководителю похода. Им часто приходится самостоятельно принимать решения, от которых может зависеть жизнь экипажа.
Весна — лучшее время для тренировок на воде, потому что легче всего отыскать неподалеку быструю речку с бурным нравом. Состав команд каждого судна лучше не менять уже до конца похода. Отрабатывать следует не только технико-тактические приемы, но и действия экипажей в аварийных условиях.
Обычно в сложном походе группа состоит из 6 — 8 человек. Можно выходить и вчетвером, но заболей один — и экипаж на грани катастрофы.
Не зарывайся!
Для верховьев горно-таежных рек больше всего подходит надувная лодка. Осадка ее невелика, она пройдет там, где байдарке мелко. Кроме того, зачастую в верховья тихих рек добираться труднее, а иногда перед сплавом не один десяток километров приходится проделать пешком. Надувная лодка легка и компактна.
В среднем течении таких рек могут использоваться и надувные лодки и байдарки. Надо только помнить, что чем больше расход воды, тем большее водоизмещение должна иметь байдарка при той же загрузке.
Составляя график движения, лучше недооценить свои возможности, чем переоценить. При очень «жестком» графике группа рискует попасть в «цейтнот» и, поправляя свои дела, начнет торопиться, увеличивать ходовое время за счет отдыха. А отсюда до ошибки (иногда роковой) один шаг. Готовя байдарку к походу, нужно сделать ее непотопляемой, заполнив форпик и ахтерпик воздушными емкостями (например, по две баскетбольные или футбольные камеры). Иногда для этого используют велосипедные или мотоциклетные камеры, разрезая их поперек и заклеивая торцы. Такие воздушные емкости лучше помещать в матерчатый чехол, особенно если их думают крепить вокруг фальшборта.
Отправляясь в сложный поход, нужно захватить спасательные жилеты. Каждый участник обязательно должен иметь в кармане кусок репшнура для грудной обвязки и желательно карабин.
Байдарка должна быть снабжена репшнуром длиной до 30 — 40 м для спасательных работ. Как правило, трех веревок на группу достаточно. Эти же веревки можно использовать и для проводки байдарок, и для буксировки их против течения. Байдарка имеет по два конца (носовой и кормовой) как для швартовки, так и для облегчения спасработ. Эти концы должны быть привязаны к байдарке, все собраны в бухту и уложены в легкодоступном месте под декой, а не на деке, как иногда делают. Зацепившись за камень, такой конец может задержать байдарку в самом неподходящем месте.
Немаловажна роль руля в сложном походе. При чистой воде, если байдарка идет на положительной скорости относительно потока, он помогает сделать маневр, а иногда бывает даже единственно возможным средством для отворота. Если по ходу движения судна есть неглубоко сидящие камни, возможно заклинивание руля. Его лучше снять, чтобы путешествие не закончилось аварией.
Придерживаться принципа единоначалия неукоснительно должны все участники похода. Ведь, например, в аварийной ситуации на мощном пороге, когда мгновения решают все, не до дискуссий.
Тактический прием
Иной раз, прежде чем добраться до воды, туристы вынуждены нести снаряжение не один десяток километров. Это бывает и при выходе с маршрута или при волоке из одного бассейна в другой. Здесь нужна своя тактика. Немалую роль играет разведка, особенно при движении по горным тропам через перевалы, через тайгу. В зависимости от сложности подходов, протяженности, веса снаряжения группы и физических возможностей участников выбирается тот или иной способ движения — «переходом», «челноком». Для безаварийности таких переходов необходимо зарезервировать в графике время и на разведки, и на непредвиденные осложнения, и на полноценный отдых.
На воде основной элемент тактики — правильный выбор линии движения, что требует знания динамики водного потока, умения быстро разбираться в обстановке и с берега, и с воды. Движение осложняется обилием поворотов при значительном уклоне реки. Образуется прижимное течение в сторону вогнутого берега. Кроме того, в стрежне поток винтообразно закручен: вода движется по поверхности в сторону вогнутого берега, затем вниз и по дну от вогнутого к выпуклому. В мощном потоке у прижимного берега образуются отраженные стоячие волны. Эти «стояки» достигают значительной величины. Таких валов лучше избегать, отгребаясь к выпуклому берегу. Чтобы успеть это сделать, поворот надо начинать как можно раньше. Ну, а если все же затянуло на такой вал, надо не дать потоку нести байдарку вдоль него, а быстро его пересечь и тотчас поставить судно параллельно валу.
При подходе группы к порогам нужно остановиться для разведки. Даже если предыдущая группа или эта же группа в прошлые сезоны составила точное описание этого участка. Дело в том, что с изменением уровня волы картина резко меняется: безобидный порожек может стать непроходимым, и наоборот.
При разведке, намечая линию движения, надо помнить, что ориентиры, отлично видимые с берега, могут быть не видны с воды.
Если порожистый участок сложен и имеет большое протяжение, то разведку можно совместить с обносом груза. Груз нужно отнести сразу на место следующей стоянки: часто дневной переход составляет не более 5 км.
Разгрузка поможет сохранить самое ценное снаряжение в случае аварии, а также значительно уменьшит осадку и улучшит тем самым ходовые качества судна (маневренность и ходкость). Некоторые участки вообще выгоднее проходить в одиночку. Тогда освободившихся участников похода надо поставить сигнальщиками на далеко видных с воды местах.
Выбирая линию движения, всегда надо помнить о неоднородности потока в вертикальной плоскости. Лучше проходить по «чистым» местам с минимумом пересечений потока. Сложные участки, напоминающие трассу гигантского слалома, с мощным потоком и обилием поворотов выгоднее преодолевать на отрицательной скорости (гребут назад) с поднятым пером руля. В шиверах руль лучше снять совсем. Маневрировать, табаня, умеют далеко не все, тем более слаженно, а это иногда единственно возможный способ безаварийного движения. Если порог представляет собой водоскат или водослив (что характерно для большинства порогов севера европейской части), то такие препятствия лучше преодолевать на положительной скорости «прыжком» (прыгать можно с высоты до 2 м). Если этого не сделать, то нос байдарки зароется в гребень на выходе, а на корму обрушится колоссальная масса воды.
Перед прохождением водопада и водоската байдарку лучше разгрузить. Надо наметить ориентиры на берегу, а затем с воды, еще не входя в струю, проверить их видимость. Если пренебречь этими мероприятиями, то прыжок может окончиться печально. Залог успеха в том, чтобы при максимальной скорости выйти точно на намеченную линию движения, Водослив проходится спокойнее и без разгрузки. Надо только помнить, что байдарка на подобных порогах испытывает сильные перегибы и, чтобы не удариться дном о камень, надо иметь на «переломах» потока под килем минимум 40 см воды.
Движение против течения, как правило, происходит на реках не очень мощных, со сравнительно небольшим уклоном. Тут отдельные сложные участки обносятся, а на более простых применяется проводка. Прежде чем планировать движение против течения, нужно располагать сведениями не только о гидродинамике реки, но иметь твердую уверенность в наличии бечевника. Нельзя преодолевать препятствия в состоянии физической или психической утомленности. Излишнее переохлаждение организма тоже снижает быстроту реакции, вызывает безразличие ко всему окружающему.
Порядок следования байдарок и интервал между ними устанавливается руководителем похода. Он не должен нарушаться. Обычно впереди идет руководитель. Замыкать группу должен самый опытный и сильный экипаж.
Но мало знать опасности сложных походов, иметь большой опыт, хорошо владеть техникой и выбрать правильную тактику. Нужны страховка и самостраховка.
Байдарку следует подготовить к сложному путешествию, обеспечить меры по ее дополнительной плавучести, создать надежную упаковку снаряжения, гарантирующую его от намокания и потерь, проверить наличие на судне спасательного оборудования, минимального ремонтного набора, спасательных средств и репшнура для грудной обвязки у каждого участника.
Подъем с переворотом
В случае переворота нужно прежде всего освободиться от фартука и держаться сзади байдарки, чтобы главные удары она принимала на себя. Надо беречь ноги от ударов об острые камни. Постараться замедлить движение судна, выведя его из основного потока, или посадить на камень, а самим добраться до берега вплавь. При этом нужно выхватить из-под деки швартовный конец и доставить его на берег. Разумеется, покидать байдарку нужно только в том случае, если она тонет или есть уверенность, что тут же доплывешь до берега. Попадая в стоячие волны, водовороты, не тратьте напрасно сил на борьбу с ними. Положитесь на спасжилет и, как только вас «вынесет», немедленно гребите к берегу.
На самых опасных местах организуется страховка. Оценивая тот или иной участок, нужно определить, проходим ли он, и предусмотреть возможность ликвидации аварии до следующего опасного участка. Если же такой возможности нет, то лучше отказаться от прохождения и сделать обнос. Страховка организуется с берега или с воды.
В страховке с берега участвуют как минимум два человека. Они располагаются на камнях, ближе всего подходящих к линии движения байдарки, на расстоянии 10-30 м друг от друга. Каждый держит бухту вспомогательной веревки. При аварии один из них бросает конец потерпевшим и, если те его поймают, подтягивает байдарку к берегу. Если первый промахнулся, и терпящее бедствие судно пронесло дальше, в работу вступает второй страхующий.
Понятно, что такая страховка применима на довольно узком участке реки и требует хорошего глазомера и умения бросать бухту не ближе 10 — 15м.
Для большей уверенности в успехе лучше выставить трех страхующих, тем более что потерпевший аварию экипаж может плыть раздельно.
Для страховки с воды выделяется опытный, сильный экипаж. Он первым должен пройти препятствие при береговой страховке. Если береговую страховку организовать нельзя или она будет недостаточна, то байдарку лучше обнести или провести.
Затем страхующий экипаж встает ниже препятствия в сравнительно спокойной воде. При необходимости оказать помощь страхующие подходят к аварийной байдарке, передают на нее конец спасательной веревки и быстро доставляют веревку на берег. Только после этого можно подтягивать к берегу пострадавших.
Если экипаж плывет отдельно от байдарки, то в первую очередь надо спасать людей, дав им возможность уцепиться за корму своей байдарки или за конец и отбуксировав их к берегу. Еще лучше, когда страхующая байдарка подстраховывается с берега (один плывет на страховку, другой остается на берегу и держит конец репшнура, привязанного за байдарку). Если байдарка сидит на камне без экипажа, придется ждать подъема воды (и к этому времени организовать ее вылавливание) либо спада, чтобы добраться до нее со страховкой по камням. Наибольшую опасность представляют завалы, так как вставшую лагом к завалу байдарку поток переворачивает и стремится затащить ее и людей под завал. Поэтому, выбирая линию движения, надо держаться от завала подальше, в крайнем случае лучше выброситься на камень. И еще один совет: как бы ни была повреждена байдарка, не следует ее бросать, если впереди еще долгий путь по воде.
Автор:Алексей ГОРНОВ По материалам газеты "Путешественник"
Им предстоит решить сначала, возможен ли сплав или подъем по той или иной реке в определенный период. Для этого нужно иметь данные о характере реки (средний и наибольший уклоны и средний расход воды в предполагаемое время путешествия). Река, имеющая больший расход при равных с другой рекой уклонах, более опасна, хотя иногда бывает и проще в техническом отношении.
В группе новичков всегда нужно иметь одного-двух опытных товарищей, которым предстоит стать «капитанами» судов. Опыт и знания, хладнокровие и решительность «капитанам» столь же необходимы, как и руководителю похода. Им часто приходится самостоятельно принимать решения, от которых может зависеть жизнь экипажа.
Весна — лучшее время для тренировок на воде, потому что легче всего отыскать неподалеку быструю речку с бурным нравом. Состав команд каждого судна лучше не менять уже до конца похода. Отрабатывать следует не только технико-тактические приемы, но и действия экипажей в аварийных условиях.
Обычно в сложном походе группа состоит из 6 — 8 человек. Можно выходить и вчетвером, но заболей один — и экипаж на грани катастрофы.
Не зарывайся!
Для верховьев горно-таежных рек больше всего подходит надувная лодка. Осадка ее невелика, она пройдет там, где байдарке мелко. Кроме того, зачастую в верховья тихих рек добираться труднее, а иногда перед сплавом не один десяток километров приходится проделать пешком. Надувная лодка легка и компактна.
В среднем течении таких рек могут использоваться и надувные лодки и байдарки. Надо только помнить, что чем больше расход воды, тем большее водоизмещение должна иметь байдарка при той же загрузке.
Составляя график движения, лучше недооценить свои возможности, чем переоценить. При очень «жестком» графике группа рискует попасть в «цейтнот» и, поправляя свои дела, начнет торопиться, увеличивать ходовое время за счет отдыха. А отсюда до ошибки (иногда роковой) один шаг. Готовя байдарку к походу, нужно сделать ее непотопляемой, заполнив форпик и ахтерпик воздушными емкостями (например, по две баскетбольные или футбольные камеры). Иногда для этого используют велосипедные или мотоциклетные камеры, разрезая их поперек и заклеивая торцы. Такие воздушные емкости лучше помещать в матерчатый чехол, особенно если их думают крепить вокруг фальшборта.
Отправляясь в сложный поход, нужно захватить спасательные жилеты. Каждый участник обязательно должен иметь в кармане кусок репшнура для грудной обвязки и желательно карабин.
Байдарка должна быть снабжена репшнуром длиной до 30 — 40 м для спасательных работ. Как правило, трех веревок на группу достаточно. Эти же веревки можно использовать и для проводки байдарок, и для буксировки их против течения. Байдарка имеет по два конца (носовой и кормовой) как для швартовки, так и для облегчения спасработ. Эти концы должны быть привязаны к байдарке, все собраны в бухту и уложены в легкодоступном месте под декой, а не на деке, как иногда делают. Зацепившись за камень, такой конец может задержать байдарку в самом неподходящем месте.
Немаловажна роль руля в сложном походе. При чистой воде, если байдарка идет на положительной скорости относительно потока, он помогает сделать маневр, а иногда бывает даже единственно возможным средством для отворота. Если по ходу движения судна есть неглубоко сидящие камни, возможно заклинивание руля. Его лучше снять, чтобы путешествие не закончилось аварией.
Придерживаться принципа единоначалия неукоснительно должны все участники похода. Ведь, например, в аварийной ситуации на мощном пороге, когда мгновения решают все, не до дискуссий.
Тактический прием
Иной раз, прежде чем добраться до воды, туристы вынуждены нести снаряжение не один десяток километров. Это бывает и при выходе с маршрута или при волоке из одного бассейна в другой. Здесь нужна своя тактика. Немалую роль играет разведка, особенно при движении по горным тропам через перевалы, через тайгу. В зависимости от сложности подходов, протяженности, веса снаряжения группы и физических возможностей участников выбирается тот или иной способ движения — «переходом», «челноком». Для безаварийности таких переходов необходимо зарезервировать в графике время и на разведки, и на непредвиденные осложнения, и на полноценный отдых.
На воде основной элемент тактики — правильный выбор линии движения, что требует знания динамики водного потока, умения быстро разбираться в обстановке и с берега, и с воды. Движение осложняется обилием поворотов при значительном уклоне реки. Образуется прижимное течение в сторону вогнутого берега. Кроме того, в стрежне поток винтообразно закручен: вода движется по поверхности в сторону вогнутого берега, затем вниз и по дну от вогнутого к выпуклому. В мощном потоке у прижимного берега образуются отраженные стоячие волны. Эти «стояки» достигают значительной величины. Таких валов лучше избегать, отгребаясь к выпуклому берегу. Чтобы успеть это сделать, поворот надо начинать как можно раньше. Ну, а если все же затянуло на такой вал, надо не дать потоку нести байдарку вдоль него, а быстро его пересечь и тотчас поставить судно параллельно валу.
При подходе группы к порогам нужно остановиться для разведки. Даже если предыдущая группа или эта же группа в прошлые сезоны составила точное описание этого участка. Дело в том, что с изменением уровня волы картина резко меняется: безобидный порожек может стать непроходимым, и наоборот.
При разведке, намечая линию движения, надо помнить, что ориентиры, отлично видимые с берега, могут быть не видны с воды.
Если порожистый участок сложен и имеет большое протяжение, то разведку можно совместить с обносом груза. Груз нужно отнести сразу на место следующей стоянки: часто дневной переход составляет не более 5 км.
Разгрузка поможет сохранить самое ценное снаряжение в случае аварии, а также значительно уменьшит осадку и улучшит тем самым ходовые качества судна (маневренность и ходкость). Некоторые участки вообще выгоднее проходить в одиночку. Тогда освободившихся участников похода надо поставить сигнальщиками на далеко видных с воды местах.
Выбирая линию движения, всегда надо помнить о неоднородности потока в вертикальной плоскости. Лучше проходить по «чистым» местам с минимумом пересечений потока. Сложные участки, напоминающие трассу гигантского слалома, с мощным потоком и обилием поворотов выгоднее преодолевать на отрицательной скорости (гребут назад) с поднятым пером руля. В шиверах руль лучше снять совсем. Маневрировать, табаня, умеют далеко не все, тем более слаженно, а это иногда единственно возможный способ безаварийного движения. Если порог представляет собой водоскат или водослив (что характерно для большинства порогов севера европейской части), то такие препятствия лучше преодолевать на положительной скорости «прыжком» (прыгать можно с высоты до 2 м). Если этого не сделать, то нос байдарки зароется в гребень на выходе, а на корму обрушится колоссальная масса воды.
Перед прохождением водопада и водоската байдарку лучше разгрузить. Надо наметить ориентиры на берегу, а затем с воды, еще не входя в струю, проверить их видимость. Если пренебречь этими мероприятиями, то прыжок может окончиться печально. Залог успеха в том, чтобы при максимальной скорости выйти точно на намеченную линию движения, Водослив проходится спокойнее и без разгрузки. Надо только помнить, что байдарка на подобных порогах испытывает сильные перегибы и, чтобы не удариться дном о камень, надо иметь на «переломах» потока под килем минимум 40 см воды.
Движение против течения, как правило, происходит на реках не очень мощных, со сравнительно небольшим уклоном. Тут отдельные сложные участки обносятся, а на более простых применяется проводка. Прежде чем планировать движение против течения, нужно располагать сведениями не только о гидродинамике реки, но иметь твердую уверенность в наличии бечевника. Нельзя преодолевать препятствия в состоянии физической или психической утомленности. Излишнее переохлаждение организма тоже снижает быстроту реакции, вызывает безразличие ко всему окружающему.
Порядок следования байдарок и интервал между ними устанавливается руководителем похода. Он не должен нарушаться. Обычно впереди идет руководитель. Замыкать группу должен самый опытный и сильный экипаж.
Но мало знать опасности сложных походов, иметь большой опыт, хорошо владеть техникой и выбрать правильную тактику. Нужны страховка и самостраховка.
Байдарку следует подготовить к сложному путешествию, обеспечить меры по ее дополнительной плавучести, создать надежную упаковку снаряжения, гарантирующую его от намокания и потерь, проверить наличие на судне спасательного оборудования, минимального ремонтного набора, спасательных средств и репшнура для грудной обвязки у каждого участника.
Подъем с переворотом
В случае переворота нужно прежде всего освободиться от фартука и держаться сзади байдарки, чтобы главные удары она принимала на себя. Надо беречь ноги от ударов об острые камни. Постараться замедлить движение судна, выведя его из основного потока, или посадить на камень, а самим добраться до берега вплавь. При этом нужно выхватить из-под деки швартовный конец и доставить его на берег. Разумеется, покидать байдарку нужно только в том случае, если она тонет или есть уверенность, что тут же доплывешь до берега. Попадая в стоячие волны, водовороты, не тратьте напрасно сил на борьбу с ними. Положитесь на спасжилет и, как только вас «вынесет», немедленно гребите к берегу.
На самых опасных местах организуется страховка. Оценивая тот или иной участок, нужно определить, проходим ли он, и предусмотреть возможность ликвидации аварии до следующего опасного участка. Если же такой возможности нет, то лучше отказаться от прохождения и сделать обнос. Страховка организуется с берега или с воды.
В страховке с берега участвуют как минимум два человека. Они располагаются на камнях, ближе всего подходящих к линии движения байдарки, на расстоянии 10-30 м друг от друга. Каждый держит бухту вспомогательной веревки. При аварии один из них бросает конец потерпевшим и, если те его поймают, подтягивает байдарку к берегу. Если первый промахнулся, и терпящее бедствие судно пронесло дальше, в работу вступает второй страхующий.
Понятно, что такая страховка применима на довольно узком участке реки и требует хорошего глазомера и умения бросать бухту не ближе 10 — 15м.
Для большей уверенности в успехе лучше выставить трех страхующих, тем более что потерпевший аварию экипаж может плыть раздельно.
Для страховки с воды выделяется опытный, сильный экипаж. Он первым должен пройти препятствие при береговой страховке. Если береговую страховку организовать нельзя или она будет недостаточна, то байдарку лучше обнести или провести.
Затем страхующий экипаж встает ниже препятствия в сравнительно спокойной воде. При необходимости оказать помощь страхующие подходят к аварийной байдарке, передают на нее конец спасательной веревки и быстро доставляют веревку на берег. Только после этого можно подтягивать к берегу пострадавших.
Если экипаж плывет отдельно от байдарки, то в первую очередь надо спасать людей, дав им возможность уцепиться за корму своей байдарки или за конец и отбуксировав их к берегу. Еще лучше, когда страхующая байдарка подстраховывается с берега (один плывет на страховку, другой остается на берегу и держит конец репшнура, привязанного за байдарку). Если байдарка сидит на камне без экипажа, придется ждать подъема воды (и к этому времени организовать ее вылавливание) либо спада, чтобы добраться до нее со страховкой по камням. Наибольшую опасность представляют завалы, так как вставшую лагом к завалу байдарку поток переворачивает и стремится затащить ее и людей под завал. Поэтому, выбирая линию движения, надо держаться от завала подальше, в крайнем случае лучше выброситься на камень. И еще один совет: как бы ни была повреждена байдарка, не следует ее бросать, если впереди еще долгий путь по воде.
Автор:Алексей ГОРНОВ По материалам газеты "Путешественник"