Задание 1.
Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. Отредактируйте и запишите предложения.
1. Автоматическая линия будет новым этапом в техническом вооружении предприятия.
2. Старый моряк вышел на бульвар в своем парадном кителе.
3. Трудно наладить работу при отсутствии необходимых материалов.
4. В силу плохой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось детального изучения результатов по намеченному плану.
5. Мы намечаем встречу около 18 часов.
6. Старые методы руководства были признаны неправильными и нерациональными.
7. На профсоюзной конференции присутствовало 120 делегатов.
Задание 2.
Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы). Запишите исправленные предложения.
1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.
2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав встал.
3. Испытание новой машины проводится уже третью неделю.
4. Студенческая молодежь у нас предоставлена самой себе.
5. В работах художников и скульпторов отображается труд, быт и отдых забайкальцев.
6. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно дружеское отношение к нам французского народа.
7. У билетной кассы предъявляли свои командировочные удостоверения.
8. Мне кажется, что я припоминаю лицо этого человека.
9. На диваны были надеты чехлы.
Задание 3.
Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.
1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела неудачу.
2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного парохода.
3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.
4. Такое же решение было принято студентами второй группы.
Задание 4.
Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.
Техничный (обладающий высокой техникой, высоким мастерством) – технический (специальное понятие, относящееся к какой-л. области техники или науки),
террористическая (свойственная террору, терроризму, террористу, характерная для них) – террористская (состоящая из террористов),
водные (обозначает отношение или принадлежность к воде, характеристика которой даётся в первой части слова) – водяные (сделанные из воды или относящиеся к воде),
национальные (относящиеся к данной стране, государству; свойственные какой-л. нации)– националистические (проявляющие чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости.),
желанный (такой, которого желают, к которому стремятся) – желательный (соответствующий чьим-л. желаниям, интересам; нужный, необходимый),
гуманная (человеколюбивая, человечная в поступках и отношениях) – гуманитарная (основанная на любви к человеку и заботе о нём),
редакционная (относящаяся к редакции) – редакторская (относящаяся к редактору),
изобретательная (находчивая, быстрая на выдумку, способная изобретать) – изобретательская (относящаяся к изобретателю),
гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения) – гордыня (преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим),
консервация (предохранение от гниения или разрушения посредством каких-н. особых мер, операций) – консервирование (способ заготовки продуктов).
Техничный пианист – технический язык; террористическая деятельность – террористская группировка; нейтральные воды – водяные знаки; национальные песни – националистические взгляды; желанный гость – желательный результат; гуманная личность – гуманитарная помощь; редакционная комиссия – редакторская пометка; изобретательная ученица – изобретательская деятельность; мужская гордость – человеческая гордыня; консервация производства – консервирование грибов.
Задание 5.
Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.
Как говорят:
1) о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то – гнет спину
2) о работе, выполненной слишком быстро – на скорую руку
3) о том, что за окном стемнело – хоть глаз выколи
4) о человеке, который похудел – с лица спал
5) когда кого-либо обманывают – вешать лапшу на уши
6) когда кого-то хотят отругать – разделать под орех
7) о человеке, к которому окружающие относятся с уважением – большая шишка
8) о человеке, ничего не значащем – мизинца не стоит, пустое место
9) о человеке, резко отличающемся от других – белая ворона
10) о нависшей опасности – тучи сгущаются над головой
11) о человеке, на которого сваливают чужую вину – козел отпущения
12) о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо – одним аршином меряют.
Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. Отредактируйте и запишите предложения.
1. Автоматическая линия будет новым этапом в техническом вооружении предприятия.
2. Старый моряк вышел на бульвар в своем парадном кителе.
3. Трудно наладить работу при отсутствии необходимых материалов.
4. В силу плохой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось детального изучения результатов по намеченному плану.
5. Мы намечаем встречу около 18 часов.
6. Старые методы руководства были признаны неправильными и нерациональными.
7. На профсоюзной конференции присутствовало 120 делегатов.
Задание 2.
Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы). Запишите исправленные предложения.
1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.
2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав встал.
3. Испытание новой машины проводится уже третью неделю.
4. Студенческая молодежь у нас предоставлена самой себе.
5. В работах художников и скульпторов отображается труд, быт и отдых забайкальцев.
6. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно дружеское отношение к нам французского народа.
7. У билетной кассы предъявляли свои командировочные удостоверения.
8. Мне кажется, что я припоминаю лицо этого человека.
9. На диваны были надеты чехлы.
Задание 3.
Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.
1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела неудачу.
2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного парохода.
3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.
4. Такое же решение было принято студентами второй группы.
Задание 4.
Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.
Техничный (обладающий высокой техникой, высоким мастерством) – технический (специальное понятие, относящееся к какой-л. области техники или науки),
террористическая (свойственная террору, терроризму, террористу, характерная для них) – террористская (состоящая из террористов),
водные (обозначает отношение или принадлежность к воде, характеристика которой даётся в первой части слова) – водяные (сделанные из воды или относящиеся к воде),
национальные (относящиеся к данной стране, государству; свойственные какой-л. нации)– националистические (проявляющие чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости.),
желанный (такой, которого желают, к которому стремятся) – желательный (соответствующий чьим-л. желаниям, интересам; нужный, необходимый),
гуманная (человеколюбивая, человечная в поступках и отношениях) – гуманитарная (основанная на любви к человеку и заботе о нём),
редакционная (относящаяся к редакции) – редакторская (относящаяся к редактору),
изобретательная (находчивая, быстрая на выдумку, способная изобретать) – изобретательская (относящаяся к изобретателю),
гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения) – гордыня (преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим),
консервация (предохранение от гниения или разрушения посредством каких-н. особых мер, операций) – консервирование (способ заготовки продуктов).
Техничный пианист – технический язык; террористическая деятельность – террористская группировка; нейтральные воды – водяные знаки; национальные песни – националистические взгляды; желанный гость – желательный результат; гуманная личность – гуманитарная помощь; редакционная комиссия – редакторская пометка; изобретательная ученица – изобретательская деятельность; мужская гордость – человеческая гордыня; консервация производства – консервирование грибов.
Задание 5.
Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.
Как говорят:
1) о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то – гнет спину
2) о работе, выполненной слишком быстро – на скорую руку
3) о том, что за окном стемнело – хоть глаз выколи
4) о человеке, который похудел – с лица спал
5) когда кого-либо обманывают – вешать лапшу на уши
6) когда кого-то хотят отругать – разделать под орех
7) о человеке, к которому окружающие относятся с уважением – большая шишка
8) о человеке, ничего не значащем – мизинца не стоит, пустое место
9) о человеке, резко отличающемся от других – белая ворона
10) о нависшей опасности – тучи сгущаются над головой
11) о человеке, на которого сваливают чужую вину – козел отпущения
12) о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо – одним аршином меряют.